Андерграунд переговоров: когда может завершиться реанимация СВПД

Участники переговоров по спасению иранской ядерной сделки с оптимизмом смотрят на их грядущий исход. Как сказал «Известиям» представитель Евросоюза — посредника между Тегераном и Вашингтоном — Петер Стано, на переговорах присутствует «дух компромисса», а их четвертый раунд принес значительный прогресс. По оценке российской стороны, пятый раунд, который начинается 25 мая, «может стать финальным». Постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов заявил «Известиям», что завершить дискуссии стороны рассчитывают до иранских президентских выборов, которые пройдут 18 июня.

Сохраняя оптимизм

Евросоюз с оптимизмом смотрит на переговоры о сохранении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), которые проходят в Вене. Как рассказал «Известиям» представитель Еврокомиссии по международным делам и политике безопасности Петер Стано, в ходе интенсивных контактов, особенно во время их четвертого раунда, который завершился 19 мая, «был достигнут существенный прогресс».

— Евросоюз продолжает интенсивную работу над тем, чтобы сохранить СВПД в силе. Мы работаем над тем, чтобы найти точки соприкосновения с целью согласовать итоговый текст, который был бы одобрен всеми участниками СВПД и Соединенными Штатами, — отметил представитель ЕС. — Координатор Совместной комиссии, высокий представитель Жозеп Боррель сохраняет оптимизм насчет достижения договоренностей. Присутствует дух компромисса и приверженности соглашению всех сторон.

По его словам, «переговоры идут в правильном направлении». При этом до сих пор остаются вопросы, которые сторонам предстоит урегулировать, — именно с этой целью делегации встретятся на нынешней неделе, отметил Петер Стано.

Встречи по возрождению иранской «ядерной сделки» проходят в Вене с 6 апреля. Переговоры идут в рамках Совместной комиссии, которая решает вопросы о реализации СВПД. В нее входят Иран и международные посредники — страны «евротройки» (Великобритания, Германия, Франция), Китай и Россия. Задача нынешних контактов — вернуть в сделку Вашингтон, побудив его отменить санкции в отношении Ирана, и сделать так, чтобы Тегеран вновь стал полностью выполнять свои ядерные обязательства. Другими словами, речь идет об отмене американских рестрикций в обмен на дальнейшее полноценное участие Ирана в СВПД. Для этого были сформированы две экспертные группы, одна из которых отвечает за «американский вопрос», а другая — за «иранский». Параллельно с этим идут непрямые переговоры между Вашингтоном и Тегераном. Именно в этих контактах роль посредника взял на себя Евросоюз.

Другие участники Совместной комиссии нынешний этап переговоров оценивают примерно так же, как и Брюссель. К примеру, страны «евротройки» подчеркнули, что как по ядерным, так и по санкционным вопросам появляются «очертания того, как может выглядеть итоговая сделка». При этом, как сказал «Известиям» высокопоставленный дипломат от одной из стран «евротройки», успех пока не гарантирован. «До сих пор впереди остаются очень сложные вопросы. Мы не недооцениваем вызовы, которые стоят перед нами», — подчеркнул собеседник «Известий», не уточнив, о каких конкретно вызовах идет речь.

Между тем российская сторона отметила, что «договоренность находится уже в пределах досягаемости». Как рассказал «Известиям» постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов, пятый раунд переговоров, который начинается 25 мая, может стать финальным. Точной даты завершения дискуссий дипломат не назвал, однако отметил, что достичь итоговых договоренностей стороны рассчитывают в июне.

— По срокам предсказывать невозможно. Мы, так же как и коллеги по СВПД, ориентируемся на то, чтобы переговоры были завершены в ближайшее время — ориентировочно в начале июня или, по крайней мере, до середины июня, чтобы президентские выборы в Иране не создали вокруг переговорного процесса каких-либо проблем. Получится ли это, жизнь покажет, — сказал дипломат «Известиям».

Всё еще под контролем

Переговоры о восстановлении СВПД длятся уже более полутора месяцев. По словам экспертов, это объясняется дискуссиями вокруг американских ограничений в отношении Ирана.

— Вопрос в том, какие санкции будут сняты, — пояснил «Известиям» аналитик Института международных исследований МГИМО Адлан Маргоев. — Там около 1,5 тыс. пунктов, и изначально СВПД их не покрывал целиком. При Дональде Трампе США вернули санкции, которые были отменены Бараком Обамой, и затем наложили новые. Иран требует отмены всех ограничений, которые ввел Трамп. Американская делегация возражает, поскольку часть санкций — например, те, что были введены против КСИР (Корпус стражей исламской революции. — «Известия»), не имеют отношения к ядерной программе.

20 мая президент Ирана Хасан Роухани сообщил, что Вашингтон согласился отменить главные ограничения — «по нефти, продукции нефтехимии, перевозкам и страхованию, а также по Центральному банку Ирана». До этого он говорил, что переговоры в Вене завершатся победой Ирана. В Вашингтоне, в свою очередь, выступают с более сдержанными заявлениями: как сказал 20 мая госсекретарь США Энтони Блинкен, американская сторона «знает, какие санкции надо снять, поскольку они несовместимы со сделкой». «Но еще важнее, что Иран знает, что нужно сделать ему», — отметил дипломат, подчеркнув: Штаты пока не уверены, «готов ли и хочет ли Иран сделать то, что должен».

Помимо ядерных вопросов, у США и стран «евротройки» есть к Тегерану множество претензий по его региональной политике и ракетной программе. Однако, как сказал «Известиям» Михаил Ульянов, на нынешних переговорах эти вопросы не затрагиваются.

— Все участники полностью сконцентрированы на единственной задаче — возвращении «нулевого варианта» СВПД без каких-либо довесков, — подчеркнул дипломат.

В Еврокомиссии, отвечая на вопрос «Известий», появились ли за полтора месяца на повестке венских встреч еще какие-то вопросы, помимо ядерных и санкционных, также сообщили, что за пределы изначально обозначенной темы встречи не выходят.

— Переговоры всё время были сосредоточены на возможном возвращении Соединенных Штатов в соглашение, отмене санкций и на обеспечении полного и эффективного выполнения СВПД, — подчеркнул Петер Стано.

24 мая, прямо перед началом пятого раунда переговоров, стало известно, что Тегеран и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) продлили договоренность о мониторинге на иранских ядерных объектах до 24 июня. Предыдущую такую договоренность стороны заключили 21 февраля 2021 года сроком на три месяца. Она была связана с тем, что 23 февраля в Иране вступил в силу закон «Стратегическая мера по отмене санкций», который приостановил действие Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. Тогда Тегеран отменил доступ международных инспекторов к записям с камер на его ядерных объектах, пообещав уничтожить их, если за три месяца США не снимут с Ирана санкции. Тот факт, что записи с камер будут в сохранности еще на протяжении по меньшей мере одного месяца, подтверждает мысль о том, что закрыть вопрос с восстановлением СВПД стороны хотят именно в этот срок.

iz.ru

 

Прогноз биржевых цен на 26 мая 2021

 

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 16 апреля 2024
Япония намерена сохранить долю в проектах по добыче газа и нефти в России из-за того, что считает это важным для своей энергетической безопасности.
Венгрия: геотермальная энергия – ключ к независимости от российского газа (Видео)
При Викторе Орбане Венгрия импортирует 65% нефти из России и 80% газа. Но в ряде муниципалитетов власти проводят реконструкцию системы отопления и постепенно переходят с ископаемого топлива на геотермальную энергию – доступный и возобновляемый ресурс.