Кризис в Красном море оживит конфликт между Россией и Саудовской Аравией

Проблемы с судоходством в Красном море нарастают. До середины января огромные суда, перевозящие 12% мировой торговли нефтью по морю, в основном продолжали пересекать Суэцкий канал, даже несмотря на то, что атаки йеменских боевиков-хуситов отпугнули большинство торговых контейнеровозов. Но ситуация меняется и грозит расколом в одном из наиболее прочных альянсов на мировом нефтяном рынке: между Россией и Саудовской Аравией

По данным Кильского института, основные логистические группы, такие как Maersk, Hapag-Lloyd (HLAG. DE) и Mediterranean Shipping Company (MSC) заявили, что они будут перенаправлять суда вокруг Африки, поэтому по состоянию на 1 января ежедневная пропускная способность судов в районе Красного моря и Суэцкого канала упала до одной трети от нормального уровня. Затем удары США и Великобритании по Йемену и контрудары хуситов побудили нефтяные компании, такие как Shell, тоже перестроить маршруты. Количество танкеров в канале упало более чем на 50% за неделю, начавшуюся 15 января, по сравнению с предыдущей неделей. Об этом свидетельствуют данные провайдера данных по отгрузке AXSMarine.

Последствия для мировых цен в данном случае неоднозначные. Фрахтовые ставки для танкеров выросли на 30% с середины декабря, но слабый экономический рост и глобальный профицит предложения нефти могут ослабить инфляционное воздействие блокады. Больше других пострадают экспортеры, которые активно пользуются Суэцким каналом. В их числе, например, Россия.

С тех пор как в феврале 2022 года начался военный конфликт на Украине, дешевая российская сырая нефть все чаще направляется на восток в Китай и Индию, к крупнейшим в мире потребителям нефти, которые не отказались от поставок из России. Согласно исследованию S&P Global Ratings, в первой половине 2023 года на поставки из России приходилось около 75% нефти, перевозимой по Суэцкому каналу в южном направлении, большая часть которых была предназначена для Индии и Китая.

Российский нефтяной танкер, направляющийся в Китай или Индию, стоит перед непростым выбором. За проход через канал взимается плата, зато он экономит почти две недели времени по сравнению с маршрутом вокруг мыса Доброй Надежды. По словам аналитика AXSMarine Николаса Занникоса, страховая премия для танкеров, проходящих через Аденский залив, зависит от типа судна, но в целом на фоне текущей напряженной обстановки, она выросла примерно до 1% от общей страховой стоимости. Для Suezmax, крупнейшего судна, способного проходить через Суэцкий канал с полной загрузкой, это означает, что общая стоимость транспортировки барреля нефти для типичного рейса между российским терминалом Приморский в Балтийском море и индийским портом Сикка выросла до $4.24. \\

Если страховая премия вырастет до 1.8%, что может произойти в случае дальнейшей эскалации, стоимость транспортировки достигнет $4.74 за баррель и сравняется с затратами при проходе через Африку, без учета более высоких расходов на фрахт или топливо. Это означает, что с точки зрения Китая или Индии российская нефть будет приплывать позже или стоить дороже — или и то, и другое. Вопрос конкурентоспособности для России нетривиальный. По данным Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха, с начала конфликта на Украине Китай купил российскую нефть на 63 млрд евро ($69 млрд), а Индия импортировала нефть на 42 млрд евро.

Саудовская Аравия может получить преимущество

В этой ситуации у Саудовской Аравии, которой не надо проходить через Суэц, чтобы доставить грузы азиатским потребителям, появится преимущество. Саудовская Аравия пытается поддержать цены на нефть через сокращение поставок, что создает внутренние противоречия в Организации стран-экспортеров нефти. Продажа больших объемов нефти на Дальний Восток укрепит финансы, которые пострадали от решения Саудовской Аравии взять на себя основное бремя сокращений.

Признаки сдвига уже появились. По данным Vortexa, за последние полгода на российский экспорт приходилось около 20% всех поставок в Китай и Индию, на Саудовскую Аравию — в среднем 15%. Но за последние два месяца российский экспорт сократился примерно до 18%, в то время как доля рынка Саудовской Аравии увеличилась примерно до 16%. Ранее в этом месяце Saudi Aramco снизила отпускные цены для азиатских покупателей до уровней, которые в последний раз наблюдались в ноябре 2021 года.

Любое соперничество между Саудовской Аравией и Россией может поставить под сомнение единство ОПЕК. Такие прецеденты уже были. Когда в 2020 году началась пандемия, Россия отказалась от предложения ОПЕК сократить добычу, развязав тем самым ценовую войну с саудитами.

Эта ссора привела к обвалу цен на нефть до $20 за баррель. Поскольку хуситы наводят ужас в Красном море, а цены в настоящее время колеблются на уровне $80 долларов за баррель, такой итог пока кажется маловероятным. Но охлаждение российско-саудовских отношений может оказаться одним из более очевидных последствий напряженности в Красном море в 2024 году.

Россия поставила рекордные 107 миллионов метрических тонн сырой нефти в Китай в 2023 году, что на 24% выше, чем в 2022 году, и эквивалентно 2 млн баррелей в сутки (баррелей в сутки). Об этом свидетельствуют таможенные данные Китая от 20 января. Между тем экспорт сырой нефти в Китай из Саудовской Аравии упал на 2% в годовом исчислении до 86 млн тонн. Российская энергетическая компания «Новатэк» заявила 21 января, что она была вынуждена приостановить некоторые операции на огромном экспортном топливном терминале в Балтийском море из-за пожара.

profinance.ru

Прогноз биржевых цен на 24 января 2024

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
МЭА сообщило о падении доходов от нефтеэкспорта РФ в марте на 20%
Экспорт российской нефти и нефтепродуктов в марте вырос на 210 тыс. баррелей в сутки по сравнению с предыдущим месяцем
Российская нефть застряла в море из-за санкций против Ирана
Под антииранские санкции США попала компания из Эмиратов, а на ее танкерах — российская нефть