Эксперты о том, почему Россия пересядет с нефтяной иглы на газовую

Если сланец из США продолжит всё сильнее давить на нефтяные цены и российскую долю рынка, Москва в ближайшие годы может сменить приоритеты. Роль главного «кормильца» госбюджета постепенно перейдёт от чёрного золота к газу. Сейчас нефть приносит стране вдвое больше, чем голубое топливо. Но уже через 10 лет ситуация поменяется.

Аналитический центр при Правительстве РФ подготовил доклад, в котором прогнозируется долгосрочный рост стоимости голубого топлива на всех основных для России рынках сбыта. По прогнозам правительственных аналитиков (документ есть в распоряжении Лайфа), быстрее всего газ будет дорожать в постоянно теряющей собственную добычу Европе. Там всего через 9 лет голубое топливо подорожает почти вдвое — с нынешних $158 за тысячу «кубов» до $286 за тыс. куб. м. В Азии, получающей газ преимущественно в сжиженном состоянии, ценник расти будет несколько медленнее — сначала с нынешних $243 до 290 за тыс. куб. м к 2020 году, а затем до $358 к 2025-му.

Поговорив с экспертами и взглянув на статистику, Лайф нашёл два фактора, которые в будущем обеспечат рост цен на газ.

Газ уцепится за нефть

Самой первой приходит на ум, как ни странно, нефть. Так заведено в экономике, что стоимость голубого топлива в большей части мира напрямую зависит от стоимости чёрного золота. На конец 2015 года, к примеру, по данным Института энергетики РАН (ИНЭИ РАН), с так называемой нефтяной привязкой заключалось более половины всех долгосрочных контрактов на поставку газа. По СПГ такая доля и вовсе превышает 69%. Впрочем, стоит заметить, что изменение цены на газ, как правило, отстаёт от нефти примерно на несколько месяцев.

Но существует и мнение, что через 10 лет мир может пересмотреть важность нефтяных котировок — и зависимость ослабнет, замечает в разговоре с Лайфом заместитель гендиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

— Если же цены действительно отвяжутся и будут формироваться уже больше на региональных газовых рынках, то есть в зависимости от баланса спроса и предложения, то рост стоимости будет уже не так сильно выражен. Но, во-первых, это процесс очень долгий, а во-вторых, ещё не очевидно, что, привязавшись к балансу спроса и предложения, газовые цены вдруг прекратят расти, — поясняет он.

В целом же, при сохранении привязки, что, скорее всего, и произойдёт, с прогнозами близких к правительству аналитиков сложно будет не согласиться. При прогнозируемом росте нефтяных цен с нынешних $40–42 хотя бы до $80 за баррель газ также подорожает примерно в два раза, замечает Белогорьев.

Евразия давит на газ

Впрочем, как показывает статистика, даже при исполнении второго сценария, при котором газ всё же «отвяжется» от своего постоянного спутника — нефти, голубое топливо имеет все шансы становиться всё дороже и дороже.

К примеру, именно газ, согласно прогнозам ИНЭИ РАН, станет лидером по приросту потребления среди всех энергоресурсов планеты. По мнению рановцев, к 2040 году мировой годовой спрос на него достигнет 5 трлн куб. м, то есть на треть выше показателей прошлого года. Примерно на 75% своему будущему росту он обязан растущей популярности среди электроэнергетиков.

При этом сами недродобытчики едва ли успевают за будущими миллиардами «газовой» прибыли. Большая часть крупных газовых месторождений в мире уже введена и прошла пик добычи, а последние сделанные открытия, к примеру в Европе, так и не оправдали надежды энергетиков, говорит управляющий директор консалтинговой ClearView Energy Partners (США) Кевин Бук.

В той же Европе производство газа сокращается вот уже несколько лет. Если с 1990 по 2005 год добыча газа в Старом Свете выросла на 68%, то уже к концу 2014-го падение достигло 47%. Судя по тому, что месторождения в Нидерландах постоянно снижают добычу, а надежда на Норвегию, как писал Лайф, давно исчезла, падение продолжится и дальше.

В РАН, к примеру, к 2025 году ожидают её снижения с нынешних 260 млрд куб. м ежегодной добычи до 202 млрд куб. м. Местные энергокомпании, к примеру австрийская OMV, и вовсе строят фаталистические прогнозы, что уже с 2017-го стоит ожидать ежегодных потерь в добыче до 50 млрд куб. м.

Европе не отвертеться от повышения импорта, уверены в российском Минэнерго. По прогнозу главы ведомства Александра Новака, чтобы восполнить потери, в ближайшие 15 лет региону понадобится увеличить и так перекрывающие больше половины газовых потребностей закупки на 100–150 млрд куб. м. Условно согласен с этим и его коллега из Еврокомиссии Марош Шефчович, прогнозирующий к 2030 году рост спроса до 450 млрд куб. м. Сейчас, по данным ЕК, Европа ежегодно закупает порядка 400 млрд куб. м и из них где-то 60% берёт у России.

Если тенденция продолжится, импортозависимость Европы будет только расти: сначала с нынешних 48% до 58 к 2020 году, а затем до 62 к 2025-му, считают в ИНЭИ РАН. Россия, кстати, уже начала получать с этого свои «дивиденды»: по данным «Газпрома», одновременно с ростом добычи газа (+3% по 3-му кварталу 2016 года) растёт и его экспорт в страны Евросоюза — всего за год их газовая «зависимость» от России укрепилась с 30 до 33,5%.

— А спрос, как известно, рождает предложение. В этом смысле рост стоимости газа будет вполне ожидаем, и оспорить его будет сложно, — считает Бук из ClearView Energy.

Тенденция к повышению спроса, кстати, характерна не только для Европы, но и для Японии, в которой правительственные аналитики тоже ожидают роста цен. Правда, такого же роста тут добиться будет, мягко говоря, сложно: бедная на энергоносители страна и так зависит от импорта газа на 97%, к 2025 году этот процент вырастет максимум до 98%, писали академики. При этом само газовое потребление Страна восходящего солнца, по версии РАН, сократит со 124 млрд куб. м до 94 млрд куб. м.

Игла меняется, а газ — останется

— Складывающаяся ситуация приводит к тому, что популярность газа у брокеров и инвесторов как более предсказуемого и стабильного в плане цены топлива постоянно растёт, — говорит Кевин Бук из ClearView Energy. — Основной минус нефти, за который её сильно недолюбливают инвесторы, это высокая зависимость от биржи, волатильность — сегодня нефть дорогая, но если завтра случится теракт на одном из крупных нефтяных месторождений или наливных портов — нефть неминуемо рухнет.

Растущая стоимость газа, вероятно, вместе с общим трендом на рост налоговой нагрузки на газ и «Газпром» приведут и к усилению доли голубого топлива в доходах российского бюджета, таким образом вытесняя из него нефть, считает Алексей Белогорьев из Института энергетики и финансов. Согласно данным Минфина, в 2015 году доходы от экспорта нефти перекрывали газовые поступления более чем вдвое, принеся за год $89,5 млрд против $41,8 млрд доходов от продажи сырья-конкурента.

— Все говорят, что нефтяная отрасль перегружена налогами, а газовая — напротив, недозагружена, так что повышение налогового бремени на неё вполне ожидаемо. Пока доходы от экспорта распределяются по большей части в пользу инвестпрограммы «Газпрома», но к 2020 году крупные проекты у монополии заканчиваются, и пока идей, куда направлять освободившиеся заработки, нет. Таким образом, с плавным повышением налога на газ они так или иначе уйдут в бюджет, — прогнозирует эксперт.

Life.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Венгрия: геотермальная энергия – ключ к независимости от российского газа (Видео)
При Викторе Орбане Венгрия импортирует 65% нефти из России и 80% газа. Но в ряде муниципалитетов власти проводят реконструкцию системы отопления и постепенно переходят с ископаемого топлива на геотермальную энергию – доступный и возобновляемый ресурс.
В США признали, что хотят уничтожить российский "Арктик СПГ 2"
WSJ: США пытаются сорвать реализацию российского проекта "Арктик СПГ 2"