В РФ нашли супералмазы, облегчающие бурение скважин

Ученые из Института геологии и минералогии им. Соболева СО РАН и Новосибирского государственного университета исследовали алмазы, найденные в метеоритном кратере Попигай в 1970-х гг., и выяснили, что они тверже обычных алмазов.

Ученые из Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН и Новосибирского государственного университета исследовали алмазы, найденные в метеоритном кратере Попигай в 1970-х годах, и выяснили, что они тверже обычных технических алмазов, лучше режут и обладают более высокими абразивными свойствами, рассказал корр. ТАСС ведущий научный сотрудник института Константин Литасов.

«Были проведены исследования, сделаны предварительные оценки запасов на некоторых участках Попигайского кратера. Оказалось, что запасы алмазов огромны. Для более детальной оценки нужно провести еще несколько полевых сезонов. А самое главное — наши ученые обосновали промышленное значение этих алмазов», — пояснил Литасов.

Около 35 миллионов лет назад на территории современного российского Крайнего Севера упал настолько большой метеорит, что на месте его падения остался кратер диаметром в сотню километров. А поскольку породы в этой области богаты графитом, в кратере образовалось большое количество алмазов. Кратер был открыт в 1946 году, он получил название Попигай. В ходе исследований 70-х годов в кратере были найдены алмазы, но их добычу тогда сочли нерентабельной. Однако научные исследования кратера продолжались, в частности, с 2000-х годов этот объект стали изучать сотрудники Института геологии и минералогии.

В новой работе, результаты которой были опубликованы в журнале Scientific Reports, Литасов и его коллеги Валентин Афанасьев и Николай Похиленко совместно с японскими учеными из Университета Эхиме изучили особенности структуры попигайских алмазов методом просвечивающей электронной микроскопии. Такие алмазы «слеплены» из мельчайших зерен. Ученые впервые показали, что эти зерна — наноразмерные, благодаря этому они и отличаются по свойствам от обычных технических алмазов.

Выяснилось, что «космические» алмазы в кратере Попигай тверже обычных естественных и синтетических камней и имеют более высокие абразивные и режущие свойства. Поэтому инструменты, например, буровые установки, в которых используются такие алмазы, могут служить дольше.

«Увеличение времени работы буровых инструментов даже на 20% дает огромную выгоду, и вместе с экономистами исследователи обосновали, что, если это месторождение разрабатывать, экономическая выгода будет исчисляться миллиардами долларов», — рассказал ученый.

tass.ru