Труба пустовать не будет

В начале 2007 года компания «Транснефть» приковала к себе всеобщее внимание из-за проблем с нефтепроводом «Дружба». О том, как «Транснефть» «пережила» конфликт с Белоруссией, и что планирует делать в ближайшем будущем, «Росбалту» рассказал президент компании Семен Вайншток.

— Семен Михайлович, наша встреча проходит в начале года нового, поэтому логично было бы узнать с какими итогами «Транснефть» завершила год ушедший?

— У нас есть все основания быть удовлетворенными результатами работы в прошлом году. Мы, наконец, сдвинули с места проект нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». В конце апреля началось его практическое воплощение в жизнь, и на сегодняшний день уже уложено более 600 километров линейной части трубопровода из 2757-километровой трассы до Сковородино. Но главное, что удалось сделать в прошлом году на ВСТО, — создать важные заделы для развертывания строительства на всем протяжении магистрали: подготовить строительные площадки, склады, подъездные пути, заказать и завезти трубы и необходимое оборудование, подготовить рабочие кадры. В текущем году предстоит проложить более 1200 километров магистрали, построить ряд нефтеперекачивающих станций, линии электропередачи и другие объекты инфраструктуры. Работа идет по графику, и я полагаю, что первая очередь проекта, как и предусмотрено планом, будет завершена к концу 2008 года.

Другой важный результат года – досрочное завершение строительства Балтийской трубопроводной системы. БТС вышла на производительность свыше 74 млн тонн нефти в год, и сегодня является одним из ключевых направлений в поставке российской нефти в Европу.

Последовательно идет реализация комплексной программы модернизации всей нефтепроводной системы «Транснефти». Все разговоры о несоответствии транспортной инфраструктуры и растущей добычи нефти — в прошлом, и, думаю, уже навсегда.

Мы ожидаем, что выручка от реализации услуг «Транснефти» за минувший год составит 198,4 млрд рублей против 172,8 млрд рублей в 2005 году. Консолидированная чистая прибыль по итогам года ожидается в размере 55,2 млрд рублей. Замечу при этом, что финансирование строительства новых и реконструкция имеющихся нефтепроводов происходит исключительно за счет собственных и заемных средств. Бюджетные или какие-либо иные государственные деньги, а также налоговые льготы или преференции «Транснефтью» не используются.

— Как отразился на деятельности компании конфликт с Белоруссией?

— Компания продемонстрировала свою абсолютную устойчивость. События начала января убедительно показали правильность нашего курса на интенсивную модернизацию системы, расширение мощностей, диверсификацию направлений экспорта углеводородов, сокращение транзитных потоков через сопредельные страны. Ни одно нефтедобывающее предприятие ни на килограмм не было ограничено в приеме сырья в трубопроводы. Сегодня у нас есть реальная возможность перераспределять транспорт нефти на экспорт с учетом загруженности тех или иных направлений. Завтра эти возможности вырастут еще больше, поскольку открывается перспектива выхода на мировые рынки через Восток страны, а также, если будет начато строительство системы Харьяга – Индига, — на Севере.

Полномасштабное осмысление случившегося, очевидно, еще предстоит. Однако главный урок – это жесткое напоминание всем нам о необходимости взаимоуважительного, равноправного, учитывающего интересы и выгоды друг друга сотрудничества. Напоминание, что важнее не умение урегулировать сложные коллизии в отношениях, а способность вообще не допускать их возникновения.

И чтобы окончательно подвести черту под поставленным вопросом, хочу самым энергичным образом подчеркнуть: «Дружба» функционирует нормально, и это относится не только к собственно трубопроводу. Между «Транснефтью» и нашими белорусскими коллегами сохраняются нормальные, искренно добрососедские рабочие отношения. Полагаю, что они не изменятся и в будущем.

— В связи с конфликтом с Белоруссией было объявлено о расширении мощности БТС до 120 млн тонн нефти в год. Насколько это расширение согласуется с другими проектами на Финском заливе?

— В настоящее время Балтийская трубопроводная система полностью сопряжена с другими объектами транспортной инфраструктуры на Северо-Западе. Если будет принято решение о дальнейшем расширении БТС, то, безусловно, увеличение ее мощности потребует определенных корректив — как в экономике отдельных предприятий, так и в целом по регионам. Мне представляется, что такую задачу можно будет решить без особого напряжения.

— Достаточно ли возможностей Приморска для серьезного расширения мощности БТС?

— Проект БТС, включая спецморнефтепорт, изначально разрабатывался со значительным запасом потенциального развития мощностей.

— Некоторые эксперты полагают, что разведанных запасов нефти в Восточной Сибири недостаточно для заполнения ВСТО…

— Для первого пускового комплекса «Тайшет – Сковородино» — вполне. На этом этапе по ВСТО будет транспортироваться 30 млн тонн сырья, и нефтяники дали нам стопроцентную гарантию заполнения трубы. Часть объемов пойдет из Западной Сибири, часть — из уже разрабатываемых месторождений Восточной Сибири: трасса нефтепровода практически проходит по Талаканскому месторождению, приближается к Верхнечонскому, Чаяндинскому, Среднеботуобинскому и другим районам нахождения нефти. По мере освоения восточносибирских запасов (и нефтяники настроены в этом отношении очень оптимистично) будет продолжено строительство нефтепровода к бухте Козьмино, а объемы транспортировки увеличатся еще на 50 млн тонн.

— В какой стадии реализации находится проект строительства нефтепровода «Бургас – Александруполис»? Когда можно ожидать начала строительства?

— После встречи глав государств России, Болгарии и Греции в сентябре 2006 года тринадцатилетнее топтание на месте, похоже, заканчивается. Стороны условились об ускорении процедур, необходимых для подписания межправительственного соглашения. Такой проект, разработанный Минпромэнерго России при участии «Транснефти», «Роснефти» и «Газпром- нефти» и согласованный с Минэкономразвития и МИДом, уже есть. В декабре на переговорах в Москве проект соглашения согласован с Болгарией и Грецией. В качестве российского участника проекта учреждено общество с ограниченной ответственностью «Трубопроводный концерн «Бургас Александруполис», координатором определена «Транснефть».

Пока остаются нерешенными два принципиальных момента. Болгария не может согласовать вопросы землеотвода и неделимости всех составных частей нефтепроводной системы. Между тем, без урегулирования этих проблем Международная проектная компания не сможет построить нефтепровод, а оператор — обеспечить транспортировку нефти и устойчивое управление системой на всем ее маршруте. С болгарскими представителями сейчас идут интенсивные консультации. На уровне рабочих групп нет никаких разногласий, и, надеюсь, в феврале мы подпишем соответствующий протокол, после чего в государствах-участниках проекта должны начаться процедуры согласования межправсоглашения.

Что касается сроков строительства 280-километровой системы от Бургаса до Александруполиса, могу только сказать, что мы, например, за восемь с небольшим месяцев построили около 600 километров ВСТО, причем не в самых благоприятных природно-климатических условиях.

Россия готова в максимально сжатые сроки осуществить проект. Вопрос упирается в политическую волю наших партнеров, в их реальную, а не декларативную озабоченность состоянием энергетической безопасности. Тем более, что объемы транспорта нефти через Босфор и Дарданеллы постоянно увеличиваются, а обстановка вокруг проливов осложняется.

— Какой нефтепровод будет построен раньше: «Бургас – Александруполис» или «Самсун – Джейхан»? Имеет ли смысл существование двух параллельных нефтепроводов?

— Наличие нескольких проектов всегда создает конкуренцию и дает право выбора. С технико-экономической точки зрения (а она должна быть решающей), по моему убеждению, наиболее предпочтительным выглядит «Бургас – Александруполис». В целом, мы придерживаемся мнения, что процессы формирования и развития транспортной инфраструктуры должны быть максимально деполитизированы и осуществляться исключительно на основе прозрачных и конкурентных взаимоотношений между субъектами мирового энергетического рынка. Анализ альтернативных проектов для транспорта нефти за пределы Черного моря говорит, что строительство двух нефтепроводных систем не представляется целесообразным.

— В начале года Азербайджан объявил о прекращении транспортировки нефти через Новороссийск из-за необходимости вырабатывать больше мазута для электростанций в результате прекращения закупок газа у «Газпрома». В этой связи, как обстоят дела с нефтепроводом «Баку – Новороссийск»?

— Комментировать слухи и чьи-то не очень ответственные высказывания – дело бесполезное. Никаких официальных документов на сей счет «Транснефть» из Баку не получала. Нефтепроводная система работает в нормальном режиме. Заявка азербайджанской стороны на первый квартал 2007 года — 1,2 млн тонн, и она выполняется. В январе в нашу систему было принято 375 тыс. тонн азербайджанской нефти, подтвержденная заявка на февраль – 360 тыс. тонн. Ориентировочный объем транзита на второй квартал – 750 тыс. тонн. Цифры примерно соответствуют поквартальным показателям последних двух лет: всего 2005 году мы транспортировали 4,1 млн, в 2006–м – 4,6 млн тонн.

В соответствии с условиями межгосударственного договора, мы приняли обязательство обеспечить беспрепятственный и стабильный транзит нефти в Новороссийск, а Азербайджан, со своей стороны, гарантировал, что объемы сдаваемого сырья будут ежегодно возрастать. Всего с 1996 года было транспортировано 24,4 млн тонн азербайджанской нефти. По оценкам независимых экспертов, направление на Новороссийск для транзита углеводородов из всех имеющихся для Баку наиболее оптимально – по стоимости, по качеству услуг, по надежности.

Если же, как вы говорите, наши партнеры по каким-то соображениям откажутся от выполнения договора, для нас это не станет драмой. Труба пустовать не будет.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
МВФ прогнозирует, что цена барреля нефти в 2024 году составит $78,61
В фонде поясняют, что имеется в виду простое среднее арифметическое цен на нефть сортов Brent, Dubai и WTI
Танкеры "Совкомфлота" ходят в Красном море
Гендиректор компании Игорь Тонковидов отметил, что предпринимаются необходимые меры безопасности