Тихая гавань: Британские Виргинские острова исключены из списка офшоров
важное 02 февраля 2018, 18:43

С начала года Британские Виргинские острова исключены из перечня юрисдикций, не обеспечивающих обмен налоговой информацией с Россией.

Значительная часть среднего и крупного российского бизнеса принадлежит собственникам через цепочку офшорных компаний. Зачастую наверху этой цепочки находится компания из классической офшорной юрисдикции. Что это значит с практической точки зрения? Во-первых, по общему правилу доходы, полученные такой компанией, освобождаются от налогообложения. Во-вторых, соответствующая юрисдикция обеспечивает конфиденциальность информации в отношении деятельности своих компаний и их владельцев.

Крупный и средний российский бизнес — в силу гибкости корпоративного законодательства, возможности применять английское право в рамках судебных разбирательств и репутации юрисдикции — часто выбирает из длинного списка классических офшоров именно Британские Виргинские острова. Подтверждение этому легко найти, изучив холдинговые структуры участников списка Forbes.

Компании с Британских Виргинских Островов (БВО) предприниматели использовали не только для владения бизнесом, но также для осуществления финансовых операций, а ещё как «компании-кошельки» — через которые, например, осуществлялись инвестиции в ценные бумаги. Причины те же – конфиденциальность и отсутствие налогов. Нужно отметить, что не только россияне любят Британские Виргинские острова – на БВО зарегистрировано больше компаний, чем в любой иной классической офшорной юрисдикции.

Что произошло?

С 1 января 2018 года вступил в силу обновленный Приказ ФНС, в котором перечислены государства и территории, не обеспечивающие обмен налоговой информацией. Согласно приказу Британские Виргинские острова исключены из списка, также известного как перечень офшоров. Хотя называть данный документ перечнем офшоров не совсем корректно, так как в него входят не только большая часть офшорных юрисдикций, но и иные страны, которые не обмениваются информацией с нашими налоговиками.

Исключение юрисдикции из перечня с формальной точки зрения дает два преимущества компаниям с точки зрения российского законодательства. Во-первых, к ним могут применяться освобождения, установленные для отдельных контролируемых иностранных компаний (далее — «КИК»), например, для банков, страховых компаний, эмитентов обращающихся облигаций и некоторых других. Во-вторых, для расчета прибыли КИК не требуется аудит финансовой отчетности.

Однако с практической точки зрения исключение из перечня не позволит компаниям, зарегистрированным на БВО, воспользоваться этими преимуществами, так как в обоих случаях дополнительным условием для их применения является наличие международного договора по вопросам налогообложения, которого нет между БВО и Россией.

Почему это важно?

Хотя с формальной точки зрения для российских налогоплательщиков не произошло никаких изменений, можно однозначно говорить о том, что исключение БВО из перечня офшоров — одно из главных налоговых событий года.

Наличие юрисдикции в перечне ФНС по сути означает, что местные налоговые органы не отвечают или не должным образом отвечают на запросы сотрудников ФНС о деятельности компаний или о личности их бенефициаров. До недавнего времени такой подход налоговых органов БВО был обусловлен двумя основными причинами: отсутствием правовых оснований для передачи информации российским налоговикам и невозможностью предоставить сведения о владельцах компаний в связи с отсутствием центрального реестра бенефициаров.

Сейчас для осуществления обмена налоговой информацией с Россией и рядом других стран нет препятствий. Россия и БВО присоединились к Конвенции о взаимной помощи по налоговым делам, которая предоставляет российским налоговым органам возможность направлять информационные запросы в отношении деятельности компаний и их бенефициаров своим коллегам из иных юрисдикций, также присоединившихся к конвенции.

В этом году на БВО вступил в силу закон, предусматривающий создание реестра бенефициарных собственников компаний. По сути реестр — это общая база данных, в которую регистрационные агенты, создающие и администрирующие компании, обязаны вносить информацию о компании и ее реальных бенефициарах. Созданное несколько лет назад на БВО управление по вопросам международного налогообложения сможет на основе данных из реестра отвечать на запросы российских налоговых органов.

В совокупности с этой информацией исключение БВО из перечня ФНС косвенно свидетельствует о том, что российские налоговые органы успешно отправляют запросы своим коллегам на БВО и получают от них необходимые сведения. О том, что налоговые органы Британских Виргинских Островов уже отвечают на запросы российских коллег, сообщали в ходе публичных мероприятий сотрудники ФНС.

Что дальше?

Информация от коллег с БВО позволит российским налоговикам устанавливать, что тот или иной российский налоговый резидент является контролирующим лицом КИК, что может повлечь доначисление налогов и штрафы. Также ответы на запросы с БВО помогут российским налоговым органам доказать свою позицию в делах о фактическом получателе дохода или в спорах о налоговом резидентстве юридических лиц.

Автоматический обмен налоговой информацией, а также готовность БВО отвечать на запросы из России предоставляют российским налоговым органам широкий инструментарий, позволяющий эффективно применять законодательство о деофшоризации.

Владельцам так называемых пассивных компаний или «компаний-кошельков» стоит задуматься. Российские налоговики в рамках автоматического обмена могут получить из юрисдикции, в которой у компании с БВО открыт счет, информацию о факте владения такой компанией. Собрать с помощью информационных запросов на БВО дополнительную информацию для доначисления налогов будет вопросом техники.

Британские Виргинские Острова, безусловно, сохранят свою привлекательность для крупного бизнеса — из-за возможностей проведения комплексных корпоративных сделок или привлечения финансирования, а также высокого уровня доверия к судебной системы. Однако, с точки зрения российских налоговых органов, БВО больше не является офшором в классическом понимании, так как сохранить конфиденциальность бенефициара, используя корпоративные оболочки, будет гораздо сложнее.

Конечно, все шаги, направленные на повышение прозрачности, были предприняты государственными органами БВО не с целью помочь другим государствам собрать налоги на своей территории, а под давлением ведущих мировых экономик и таких организаций, как ОЭСР и ФАТФ. В связи с этим нельзя исключить, что иные классические офшорные юрисдикции станут следующей целью и начнут делиться информацией о своих компаниях и их бенефициарах как с Россией, так и с иными юрисдикциями.

www.forbes.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Министр: Saudi Aramco сможет удовлетворить растущий спрос
Министр энергетики Саудовской Аравии Халид Аль-Фалих сообщил, что нефтяной гигант Saudi Aramco делает всё необходимое для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на нефть.
Ни Ирану, ни США. Нефтяная стратегия Китая
КНР отказалась следовать требованиям Соединенных Штатов и полностью прекратить импорт иранской нефти.