08 March 2018, 04:39
Что нефтяные гиганты говорят об электромобилях
Конференция CeraWeek, проводимая в Хьюстоне IHS Markit, ещё не завершилась, а ряд крупнейших энергетических компаний и представителей отрасли добычи полезных ископаемых уже высказались об электромобилях.
Некоторые из них говорят, что электромобили уже наступают на пятки традиционной энергетической индустрии, другие не так уж в этом уверены.
Вот какие мнения были выражены:
BP: не серебряная пуля
Главный исполнительный директор BP Plc Боб Дадли видит “потрясающие” новые возможности, которые станут доступны с массовым приходом электромобилей на рынок. Но он также отмечает, что электромобили — это не серебряная пуля для традиционной энергетики.
По его словам, нефть и природный газ будут важной частью мировой энергетики ещё многие десятилетия, и темпы снижения спроса после пика будут очень медленными.
Saudi Aramco: электромобили не полностью экологичны
“Многие ошибочно полагают, что замена автомобилей с двигателями внутреннего сгорания электромобилями пройдет быстро и без помех”, — говорит директор Saudi Aramco Амин Нассер. По его мнению, этот процесс будет куда более сложным.
Он указывает, что глобальным приоритетом должно быть увеличение энергоэффективности и сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу при работе двигателей внутреннего сгорания и что электромобили обладают рядом недостатков. Например, электромобили не могут работать без потребления электричества, а на рынках вроде Китая и Индии значительная часть электричества производится за счет “грязной” угольной промышленности.
Рис. 1 Более чистая электрогенерация означает более чистые электромобили
“На сегодняшний момент, используя электромобили, мы просто перемещаем источник загрязнения с выхлопной трубы на дымовую. Так что да, популярность электромобилей возрастет, и они будут играть всё более важную роль в мировой экономике. Но, учитывая конкуренцию и сложность переходного периода, не следует преувеличивать важность их влияния на 20 процентов спроса на нефть. В любом случае, остается ещё 80 процентов, в рамках которых нефтяная индустрия имеет возможность для роста”, — сказал Нассер.
Total: наш директор ездит на электромобиле
Директор Total SA Патрик Пуен поделился новостью о том, что он сам приобрел себе электромобиль. Он отметил, что “да, это странно для директора нефтегазовой компании”, но ему хотелось протестировать машину.
Какие его выводы? Машина тихая. Но ему приходится арендовать батарею за $60 в месяц. “Я трачу больше на аренду батареи, чем на бензин для заправки моей маленькой машины. Но, тем не менее, я убежден, что через 10-15 лет в больших городах будет много электромобилей”.
Что касается спроса на нефть, Пуен отметил: “Давайте проясним, что самое главное — это километраж, а маленькая машина в городских условиях не набирает за год много километров пробега”. По его мнению, несмотря на стремительное развитие технологий, “история у нефти ещё долгая”.
Возможно, электромобили не заставляют нефтяных гигантов трястись от страха, но среди инвесторов имеются опасения по поводу масштабной популяризации электромобилей — будь то через 10 лет или через 50 лет. Об этом указывает заместитель отдела инвестирования в нефтегазовой сфере Credit Suisse Group AG Тим Перри.
Мейнард Холт, директор энергетического инвестиционного банка Tudor Pickering Holt & Co., мнения по поводу электромобилей не выразил, но его значок с надписью “Я <3 полезные ископаемые” говорил сам за себя.
А что эти ребята думают по поводу самоуправляемых автомобилей?
Том Нибли, главный исполнительный директор американского нефтеперерабатывающего завода PBF Energy Inc., зашел так далеко, что поставил вопрос о целесообразности инвестирования миллиардов долларов в НПЗ.
“Нефтеперерабатывающие заводы — это, конечно, замечательная вещь, но на текущий момент говорить в их отношении “это то, чем я хочу заниматься” рискованно, потому что нас, судя по всему, ожидают трудности со спросом”, — сказал Нибли, — “Если электромобили или самоуправляемые автомобили ворвутся на рынок и заберут у бензина часть спроса, то вам точно не захочется стоять у них на пути”.
Для нефтепереработчиков хорошим знаком является то, что Майк Лоренц, вице-президент бензиновой компании Sheetz Inc., не принимает самоуправляемые автомобили всерьез. “Это одна из тех вещей, которые звучат круто, но в реальности в обозримом будущем их ожидать не следует”, — говорит он.