20 June 2013, 08:30
Чиновники считают количество АЗС в Татарстане чрезмерным

Власти Татарстана намерены заняться оптимизацией сети АЗС в республике. Правительство республики утвердило программу развития сети заправок, в которой утверждается, что региону вполне достаточно иметь половину от их числа. В программе не называются меры по сокращению сети, кроме как контроль качества реализуемого топлива, экологический класс которого к 2016 году должен быть не ниже Евро-5, а также ограничение на строительство новых АЗС. Эксперты не видят вреда в перенасыщенности заправками, полагая, что их количество отрегулирует спрос.
Кабинет министров Татарстана утвердил программу «Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013–2015 годы». Она предполагает создание в республике «оптимальной сети объектов нефтепродуктообеспечения», которые будут соответствовать современным техническим, экологическим, эстетическим требованиям.
Правительство республики в программе констатирует «высокую насыщенность объектами нефтепродуктообеспечения» Татарстана — с 2003 года количество АЗС выросло в 2,2 раза, отмечая, что их строительство нередко велось «несистемно», вне зависимости от интенсивности движения. В январе этого года в республике насчитывалось 997 АЗС: 155 из них принадлежат ОАО «Татнефть», 137 — ОАО ХК «Татнефтепродукт», 599 — другим заправочным компаниям, 103 обеспечивают потребности промышленных предприятий. «При фактическом количестве автотранспортных средств (911 тыс. единиц в 2012 году.) сегодня на территории республики достаточно 486 станций различных типов»,— утверждается в документе. В программе противоречиво говорится, что перенасыщение АЗС приводит «не только к усилению конкуренции и снижению розничных цен», но и к уменьшению рентабельности из-за низкой загруженности станций, что в свою очередь «провоцирует необоснованный рост цен на нефтепродукты». Авторы программы опасаются, что в связи с этим «мелкие частные операторы из-за убыточности будут вынуждены продавать дешевый некачественный товар», снижать качество дополнительных услуг, а в итоге могут уйти с рынка, что приведет к его монополизации.
Разработчики уверены, что к концу реализации программы республике будет достаточно иметь всего 605 станций на прогнозируемый 1,135 млн автотранспортных средств. Меры по сокращению количества заправок в программе не называются. Между тем уже сейчас, по данным разработчиков программы, не эксплуатируется 125 АЗС. И вероятно, число таковых будет возрастать — документ предусматривает ежегодное обследование не менее 400 станций на предмет качества нефтепродуктов и условий их продажи. При этом правительство в программе ставит задачу ежегодного повышения экологического класса реализуемого топлива (с 2016 года он должен быть минимум Евро-5). Строительство новых АЗС предлагается ограничить — муниципалитетам рекомендуется выделять земельные участки под них только «с учетом экономического обоснования» их размещения.
Несмотря на заявления о перенасыщенности розничного топливного рынка Татарстана, нефтяные компании проявляют к нему высокий интерес. Так, в прошлом году о намерении расширить сеть АЗС в республике заявил президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. А в начале 2013 года «Башнефть» заключила договор франчайзинга с компанией «Автодорстрой», согласно которому топливо уфимских НПЗ будет продаваться на 25 АЗС этой компании в Татарстане.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа выразили удивление по поводу утверждений властей о чрезмерной насыщенности АЗС. «Автопарк в России стремительно растет, а увеличение количества автолюбителей требует большего производства топлива и большего количества АЗС», — заявили в компании. Другие участники рынка, к которым обратился „Ъ“, комментировать программу не стали, сославшись на то, что не успели с ней ознакомиться.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов сомневается, что властям Татарстана удастся «директивным способом» сократить число АЗС в Татарстане или, напротив, «увеличить число АЗС в тех частях республики, где их мало» — если там размещать станции невыгодно, «то вряд ли бизнес будет это делать». «Все, что остается в данной ситуации властям республики, это рассчитывать на то, что спрос со стороны потребителей сам отрегулирует ситуацию с АЗС», — подчеркнул он.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Цена на нефть марки Brent выросла (Видео)
Мировые цены на нефть растут. Стоимость одного барреля марки Brent увеличилась больше чем на 4% и превысила отметку в 90 долларов. Об этом говорят данные торгов на лондонской бирже ICE.
Доля рынка ОПЕК в Индии упала до рекордно низкого уровня
Россия была крупнейшим поставщиком нефти в Индию второй финансовый год подряд, поскольку растущий импорт российской нефти привел к снижению доли поставок ОПЕК и Ближнего Востока в Индию до рекордно низкого уровня, сообщило агентство Reuters в пятницу со ссылкой на полученные данные отслеживания танкеров из отраслевых источников.