Казахстан нарастит флот для поставок нефти в обход России

Казахстан почти вдвое нарастит каспийский флот для экспорта нефти через Азербайджан, но путь Баку — Тбилиси — Джейхан дороже маршрута через Россию: $38,4 против $100 за тонну

В 2023 году национальный морской перевозчик Казахстана «Казмортрансфлот» закупит два нефтетанкера для перевозок по Каспийскому морю, нарастив свой каспийский флот до пяти кораблей. Этот маршрут используется для поставок нефти в обход России через Азербайджан, пишет «Коммерсантъ».

Основным альтернативным маршрутом стал трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), к нему казахскую нефть перевозят по Каспийскому морю. В этом году «Казмунайгаз» запланировал отправить по БТД 1,5 млн тонн нефти с Тенгизского месторождения; в марте Казахстан отгрузил 20 тыс. тонн, в апреле они должны вырасти до 125 тыс. тонн.

Источники газеты рассказали, что в правительстве Казахстана обсуждается вариант значительного увеличения поставок по нему до 20 млн тонн ежегодно. Однако наращивание поставок требует значительных инвестиций — в расширение порта Актау, углубления дна Каспийского моря для более крупных танкеров, увеличения мощности самого трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Собеседники издания оценили вероятные траты в «несколько десятков миллиардов долларов».

Сейчас 80% экспортных поставок казахской нефти идет через Россию по двум трубопроводным маршрутам: трубе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск и через трубопровод Атырау — Самара, после чего топливо следует до Усть-Луги. Объем прокачки по первому пути в прошлом году составил 52,2 млн тонн, по второму — 8,4 млн тонн. Однако в 2022 году поставки через КТК неоднократно приостанавливались из-за ремонтов на российской территории, что стало причиной поиска властями Казахстана альтернативных маршрутов.

Смене маршрутов поставок мешают долгосрочные контракты с КТК, а также высокая стоимость прокачки по БТД: прокачка через Новороссийск дешевле, чем по БТД, — $38,4 против $100 за тонну.

В Азербайджане предложили еще один маршрут для транспортировки казахской нефти — Баку — Супса. По словам казахстанского вице-премьера Серика Жумангарина, стороны сейчас занимаются расчетом технических характеристик этого пути. Маршрут до грузинского порта Супса обладает мощностью 5 млн тонн в год, но с прошлого марта западные компании отказываются загружать танкеры в Черном море из-за обнаружения близ Батуми противокорабельной мины, напоминает Caspian Barrel.

rbc.ru

Прогноз биржевых цен на 19 апреля 2023

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
В России придумали, как увеличить до 40% добычу высоковязкой нефти
Способ повысить на 20-40% добычу высоковязкой нефти предложили ученые ТюмГУ
Аналитики Bloomberg спрогнозировали рост цен на нефть после атак Ирана
Аналитики Bloomberg предупредили о росте цен на нефть после ударов Ирана