С мечтами о Нью-Нью-Йорке

В конце прошлой недели вице-премьер Игорь Сечин поделился с заинтересованной общественностью соображениями российских властей по ряду важных вопросов развития нефтяного рынка и отрасли в целом. В частности, чиновник приоткрыл завесу над тем, как правительство собирается воплощать на практике свою заветную мечту — создать в России полноценную систему биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами, пишет NEWSru.com.


Для этого правительство с подсказки ФАС намерено рассмотреть возможность «отягощения» лицензий на ряд крупных месторождений требованием об обязательной продаже всего добываемого на них сырья и продуктов его переработки через биржу. Таким образом, обмолвился Сечин, правительство сможет поддержать антимонопольщиков в их заметно активизировавшейся борьбе с доминирующим положением отдельных НК на региональных рынках.


При всем благородстве подобного императива, очевидно, что собственная нефтяная биржа понадобилась российским властям не только, а, скорее, не столько для борьбы с монопольным сговором нефтяников. С большей вероятностью это — часть более масштабного и долгосрочного плана по созданию в стране международного финансового центра, реализация которой без перехода на торговлю основными товарами российского вывоза за рубли выглядит утопией.


До последнего времени российские НК не выказывали сколь-нибудь заметной заинтересованности в организации биржевых торгов, прекрасно справляясь со сбытом своей продукции на условиях прямых контрактов или прибегая к посредничеству трейдеров.Тем не менее, с некоторых пор отечественные НК начали подавать сигналы о готовности обсуждать свое участие в биржевой торговле — главным образом уступая давлению со стороны ФАС.


Однако заметных подвижек здесь до сих пор так и не произошло. По словам нефтяников, торговать на бирже нефтепродуктами им пока просто невыгодно — ставки акцизов по-прежнему слишком высоки, хотя правительство и заявило о готовности обсуждать их снижение для участников торгов. К тому же НК жалуются на недостаток покупателей — спрос на нефтепродукты в последнее время явно уступал предложению, и вывод контрактов на биржу мог бы еще сильнее придавить цены.


И здесь правительство готово помочь поддержать спрос, пообещав обязать госкомпании закупать часть ГСМ для своих нужд на бирже. Пусть это и плохо вяжется с усилиями ряда влиятельных лоббистов, включая главного защитника отечественных аграриев, вице-премьера Зубкова, неоднократно призывавшего НК к участию в торгах именно с целью снижения цен.


Неурегулированность разногласий с ФАС по поводу формулы расчета стартовой цены тормозит и начало полноценных торгов сырой нефтью – какими бы мотивами не прикрывали власти свои намерения, торговать себе в убыток НК не спешат. По идее, «отягощение» лицензионных соглашений, озвученное Сечиным, должно обеспечить нарождающуюся российскую биржу известными гарантированными объемами поставок сырья и ГСМ. Но и здесь не все так просто. Не особенно рискуя ошибиться можно утверждать, что большая часть «отягощенных» лицензий будет так или иначе распределена между госкомпаниями.


Однако, как показывает практика, даже это не является гарантией того, что те будут действовать в полном соответствии с генеральной линией «партии» — достаточно вспомнить февральский демарш президента государственной НК «Роснефть» Сергея Богданчикова, открыто пригрозившего замораживанием инвестиций в освоение Ванкорского месторождения, если правительство отменит нулевую ставку на экспорт добываемой здесь нефти. Особую пикантность этой истории придает тот факт, что главный стратег и куратор нефтяной отрасли, Игорь Сечин, одновременно является и председателем совета директоров «Роснефти».


Наконец, не очень понятно, что, кроме окрика со стороны ФАС, должно заставить нефтяников вложиться в создание инфраструктуры для участия в биржевой торговле и, еще важнее, отказаться (даже частично) от привычных маркетинговых схем, рискуя потерей рынка и доходов. Например, от услуг небезызвестного швейцарского нефтетрейдера Gunvor, на которого сегодня приходится треть экспортных поставок российской нефти, выступающего партнером всех отечественных НК за исключением «Лукойла и «Газпром-нефти». Особенно, если учесть, что одним совладельцев этой компании выступает Геннадий Тимченко, которого злая молва упорно записывает в «друзья» премьера Путина.


Смогут ли авторы биржевой идеи найти решения, которые бы не только устроили и заинтересовали сами НК, но удовлетворили бы и интересам стоящих за ними лоббистов, пока не очевидно. Ясно только, что без этого создание полноценной торговой нефтяной площадки в России едва ли возможно, а мечты о превращении Москвы в Нью-Нью-Йорк так и останутся мечтами.


ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала «Большой Бизнес».

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
23 комментария
  1. Все знают, что критиковать проще, чем дать дельное конструктивное предложение. Во многом Волков прав. Да, не развивается биржевая торговля в Росси так, как этого хотелось бы. Да, в наследство от ельцинской приватизации досталась новой России монополизированная ВИНКами нефтяная отрасль. Да правительство против «кровавого передела» отрасли, разделив ее на независимых добытчиков, независимых переработчиков, независимых сбытовиков, и тем самым создав конкурентную среду. В результате имеем непрозрачность, коррумпированность и прочие прелести нефтяной олигархии.
    В мягкой форме сначала нефтяников попросили, повторяю, попросили, а не приказали выводить товар на биржу. Создали биржу – не хотят, не понимают. Тысячи отговорок. Часть из них Волков повторяет: «По словам нефтяников, торговать на бирже нефтепродуктами им (нефтяникам) пока просто невыгодно – ставки акцизов по-прежнему слишком высоки». Да причем здесь ставки акцизов, г-н Волков? Или другая, наиболее распространенная отговорка: «… НК жалуются на недостаток покупателей – спрос на нефтепродукты в последнее время явно уступал предложению, и вывод контрактов на биржу мог бы еще сильнее придавить цены» Да откуда покупателям взяться, если товар на бирже появляется непредсказуемо, не в полной номенклатуре. Так, через пень — колода. Посмотрите, как раскручивают коммерсанты новые торговые центры: здесь и полный набор товаров, и акции, и бонусы, и концерты, и реклама и круглосуточная работа. Включается весь арсенал привлечения клиентов. И, в итоге, победа. Мы же слышим постоянное нытье нефтяников или скрытое сопротивление правительству. Допрыгаются, мало не покажется.
    Одна из последних инициатив, озвученных Сечиным, обременение лицензий поставками товара на биржу. Правильное решение. А чтобы Вы предприняли г-н Волков в ситуации противодействия отечественных нефтяников?
    Вы правильно поняли, что у российского руководства в стратегических планах есть создание российской полноценной, конкурентноспособной биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами за рубли. Никакой завесы над этими планами никто никогда не строил. Соглашусь с Вами, что такая задача более, чем амбициозна. Естественно, она не может быть решена легко и в короткие сроки, она может быть совсем не решена. Но, такая задача должна быть обязательно. Правительство любой страны, располагающее подобными ресурсами, ставило бы перед собой такие же задачи.

    1. Вы совершенно правы, государство должно загонять на биржу нефтяные компании. Если пустить дело на самотёк, нефтяные биржи всё равно разовьются, но на развитие торговли потребуются десятки лет, как на Западе. При участии государства этот процесс можно значительно ускорить.

  2. Совершенно с Вами согласен, ВИНКи просто обязаны выбрасывать объемы на биржу, вот в частности по работе Санкт-Петербургской Товарно-сырьевой Биржи могу сказать следующее что на бирже спрос бешеный, но ВИНКам не выгодно отдавать товар на биржу, а почему все знают, почему.

    1. Я не знаю, почему, объясните, пожалуйста.

  3. Ну как же? Биржа есть инструмент ограничивающий планку цен. А ВИНКам это не по нраву, да еще как не по нраву, вне биржи они если захотят продадут по одной цене а не захотят то продадут по другой, а на Биржи все таки действуют рыночные и конкурентные механизмы.
    p.s. Тем более на СПбМТСБ вводиться механизм Клиринга и резко уменьшаются риски Контролера поставки т.е. ВИНКа и Покупателя. Если на свободном рынке я вынужден продавать товар по предоплате но более низкой цене и тем самым недополучаю его реальную стоимость то на Бирже пожалуйста товар стоит столько сколько за него готовы заплатить, и причем форма оплаты одна и она гарантирована на 100% без рисковая. А Покупатель может купить товар причем зная, что товар гарантировано будет отгружен и не смотря ни на какие рыночные колебания и конъюнктурные факторы. Причем он будет отгружен по схеме «Деньги против товара» за это отвечает ЗАО Расчетно Депозитарная Компания», которая не перечислит денежные средства пока товар не будет отгружен этот факт подтвержден ВИНКом.

    1. Георгий, а в какие сроки он гарантированно будет отгружен?
      А могу я его перепродать в этот же день, или хотя бы на следующий?

      1. Что же это за биржа такая, если товар нельзя продать сразу же после покупки? Наверняка можно! Хотя я не изучал этот вопрос и на нефтяных биржах не торговал.

        1. Оказывается, перепродавать нельзя! Попробуйте изучить этот вопрос, Федор.

          1. Товар можно будет продать только после получения? Не, ну это же ерунда какая-то, а не биржа. Подождём, пока биржевые технологии в России приблизятся к мировому уровню.

  4. Как правило, на внебиржевом рынке — у сбытовых предприятий нефтяных компаний, цены гораздо интереснее биржевых. На сегодняшний день большинство НК рассматривают биржу как премиальный канал сбыта. Я все же полагаю что это временное явление и через какое-то время будут задействованы инструменты выравнивающие данный перекос. При наличии предложения в размере 10 -15% нефтепродуктов от объема внутреннего рынка на бирже и при паритете цен биржи и внебиржи, от покупателей отбоя не будет. Уже сегодня объем покупательной способности наших клиентов в несколько раз превышает объемы предложения НК (средства гарантийного обеспечения зарезервированные в клиринговой палате). Покупатели, видя отсутствие предложения по интересующим всех продуктам или неадекватное ценовое предложения даже не ставят спрос в биржевой стакан…

    1. Илья, похоже у вас ошибочное заблуждение относительно спроса!
      Долгая процедура заведения Лотов в вашу систему и увеличение стоимости за счет зарезервированных в клиринговой палате денежных средств (которых и так «в обрез»), приводит к ценовому отставанию от рынка и увеличению стоимости продукта для конечного потребителя. Не говоря уже о дополнительных коммиссионных… Вот и висят денежные средства клиентов от неудовлетворенного спроса. Но долго это не продлится, так как все умеют считать свои деньги.
      И предложений от НК больше не будет, так как у них отлично работают собственные, надежные каналы сбыта, и хорошо отстроенная система дистрибьюции.
      Посмотрите историю работы внебиржевого рынка на примере площадки Platts.

      1. Надеюсь, резервировать нужно не 100% суммы сделки?

  5. Резервировать надо 5%, в ближайшее время будет введен режим предоставления банковских гарантий, причем не только по гарантийному обеспечению, но и по основной сумме за приобретенный товар.
    to Юрий, не совсем понял,что означает долгая процедура заведения лотов в систему? Насколько мне известно, на данный процесс уходит несколько доль секунды, разве кому-то надо быстрее?
    Так же попробую не согласиться с утверждением что конечные потребители страдают от увеличения стоимости продукта на биржевых торгах. Суммарная биржевая и брокерская комиссия, включая все издержки по отвлечению средств, пока что в несколько раз меньше маржи трейдера на внебиржевом рынке.
    Я согласен что у НК есть налаженные «схэмы» по сбыту и дестрибуции нефтепродуктов, и никто на них не претендует, правда в в рамках 85%. Остальное надо реализовать на открытом конкурентном рынке. Если этого не будет то разумеется биржу придется закрыть, вот только что-то я в этом сомневаюсь.

    1. Не знаю во сколько раз, как вы пишите, биржевая и брокерская комиссия у вас меньше, но конечная цена продукта у вас всегда в среднем на 300 руб. дороже! (По открытым данным, публикуемым на сайте).

      1. Коненчная цена продукта может быть дороже и на 1000 рублей, в зависимости от спроса на товар. Бывали случаи, когда цена поднималась и на 100% — например, по серной кислоте. Я, как трейдер и брокер, умудряюсь продать продукт, купленный на бирже — наверное, цена там адекватная рынку. Если есть предложение с более низкой — приглашайте, купим обязательно в другом месте.

  6. Если у участников торгов была бы возможность купить на 300 рублей дешевле, биржевого оборота небыло бы в природе.
    Тем не менее у нас зарегистрировано более 300 компаний и среднемесячный оборот составляет порядка 250 000 тонн нефтепродуктов. Понятно что результат скромный, но никто не говорит что мы на этом успокоимся. Да, цены предложения на наш взгляд завышены, и я писал об этом выше, но у нас есть соображения о том, как выровнять стартовые условия на биржевом и внебиржевом рынках.

    1. Ну, да! Наслышаны уже о готовящемся постановлении правительства о стартовой цене на биржевых торгах. Не вы случаем надоумили? :)

      1. Регулирование и рынок, это два взаимоисключающих понятия. У нас конечно нет людей кто этого не понимает и мы как можем боремся с установлением стартовых цен. Удивительно что вы могли заподозрить биржу в том что она является инициатором данного процесса :-)

        1. А что здесь удивительного?
          Первым шагом вы сказали кто должен продавать на бирже.
          Вторым — по какой цене (для этого кто-то и постановление инициировал)
          Третьим шагом осталось показать пальцем кому нужно продать.
          Разве в этом заключаются биржевые технологии?

          1. Юрий, диалог похоже перестал быть конструктивным :-( Установление стартовых цен в первую очередь невыгодно бирже. Подозревать биржу в том что она стремиться навредить самой себе по меньшей мере странно. Не готов это обсужадать.

      2. Уважаемый Юрий! Положение о порядке формирования стартовой цены на нефтепродукты обсуждается почти уже год, и все заинтересованные участники рынка приняли участие в его обсуждении и смогли внести свои предложения. Данный документ был значительно доработан и не представляет НИЧЕГО страшного для текущей ситуации.

        1. Государственные чиновники позиционирую биржевую торговлю как инструмент для снижения цен на нефтепродукты, что настораживает.

          1. Для продвижения инструмента госслужащим необходима мотивация. В данном случае, снижение планируется за счет прямого доступа потребителей к производителям. К сожеланию, несмотря на все заявления членов нашего правительства на совещаниях в Ханты-Мансийске и Иркутске, не все поребители обладают достаточными средствами для доступа на биржу, поэтому остается звено трейдеров, которое предоставляет товарное финансирование

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
«Газпром» закроет две компании в Нидерландах
«Газпром» ликвидирует нидерландские Gazprom Sakhalin Holdings и Gazprom Finance
Парламент Турции рассмотрит законопроект о продаже СПГ в рамках создания газового хаба
Принятие законопроекта позволит создать предприятия по сжижению природного газа, импортируемого страной