Питер держит марку

Российская нефтяная биржа должна заработать уже 1 августа нынешнего года. Соответствующее постановление подписал на минувшей неделе премьер Михаил Фрадков.

Функционировать она будет в Петербурге: представители городской администрации, Минэкономразвития и Нью-Йоркской биржи уже заключили соглашение о сотрудничестве по ее созданию. Таким образом, поручение президента Владимира Путина, данное им правительству в мае прошлого года, близко к выполнению. Однако это только на первый взгляд. Осуществлению амбициозного замысла мешает ряд препятствий.
Идею создания биржи Владимир Путин сформулировал в Послании Федеральному собранию. В частности, он сказал, что это способствовало бы свободной конвертируемости национальной валюты. «Наши товары торгуются на международных рынках с расчетами в международной валюте. Почему? — спросил Путин. — Советую правительству ускорить решение этих вопросов».
На международном рынке есть несколько именитых бирж, в частности, в Нью-Йорке и Лондоне, но если там торгуют за доллары, то у нас намерены продавать сырье исключительно за рубли. По словам главы экспертного управления президента РФ Аркадия Дворковича, это позволит существенно повысить спрос на рубли, в том числе и за рубежом, что, в конечном счете, приведет к реальной конвертируемости российской валюты. Создание биржи преследует и другую цель: бюджет мог бы получить дополнительные поступления. По данным Минэкономразвития, совокупные потери российских нефтяных компаний и государственной казны от непрозрачной торговли нефтью, по минимальным оценкам, составляют $4 млрд. По словам главы ведомства Германа Грефа, рынок торговли нефтью очень непрозрачен, в нем задействовано большое количество посредников, в основном офшорных. Как считает министр, товарно-сырьевая биржа позволит решить эту проблему.
Появление собственной нефтяной биржи могло бы изменить сложившуюся на международном рынке систему ценообразования на российскую нефть марки Urals. Она формировалась исходя из цен на нефть марки Brent и была ниже ее на 6-10%. Сократить ценовой разрыв решили созданием новой марки, которая бы самостоятельно котировалась на биржах без привязки к другим сортам нефти. Сделали это достаточно просто: переименовали Urals в Rebco (Russian export blend crude oil — российская экспортная смесь нефти). Однако цены на российскую нефть связаны с ее качеством, которое осталось тем же, то есть ниже, чем у марки Brent. Вот в этом-то и есть камень преткновения.
Обкатку биржевой торговли маркой Rebco начали проводить с октября прошлого года на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX). На ней торговали фьючерсами на поставку Rebco за доллары (фьючерс — это контракт на покупку или продажу товара с поставкой на будущую дату). Но за полгода на Нью-Йоркской бирже не было зарегистрировано ни одной сделки. В этих торгах оказались не  заинтересованными ни потенциальные покупатели, ни российские нефтяные компании, которым предпочтительнее работать с клиентами напрямую, заключая долгосрочные контракты на крупные поставки.
Интересно, что представители NYMEX обещали перевести торговлю фьючерсами в Россию после привлечения к торгам на Нью-Йоркской бирже значительного числа участников. Однако не дождались и решили сделать это в Петербурге. В Минэкономразвития считают, что еще рано хоронить проект. По словам замглавы Минэкономразвития Кирилла Андросова, отсутствие сделок по Rebco связано со сложностями физических поставок нефти. И запуск биржи в Петербурге сможет решить эту проблему. То есть по-прежнему надеются заинтересовать покупателей и продавцов новым сортом нефти. Стимулировать создание такой биржи власти надеются размещением на ней заказов на покупку нефти и газа для государственных нужд. Эксперты полагают, что такая биржа будет интересна только покупателям. Но, судя по всему, и покупателей, и продавцов привлекут, используя административный ресурс.
В постановлении правительства говорится, что бюджетным организациям рекомендовано приобретать на бирже не менее 15% от закупаемых ими объемов нефти и нефтепродуктов. Понятно, что рекомендации не приказ и их можно не выполнять. В этом случае представители государства в органах управления компаний с государственным участием должны будут добиваться закупок и продаж топлива через биржу.
По словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, первыми продавцами станут компании с госучастием. Это «Роснефть» и «Газпром нефть». Чиновники надеются, что за ними потянутся другие. В правительстве также считают, что биржа даст возможность правительству не только контролировать цены на рынке нефтепродуктов, но и приведет к снижению цен на бензин. Кроме того, государство могло бы выступить регулятором рынка: закупать горючее в период низких цен и выбрасывать на рынок, когда бензин резко дорожает, например в уборочную страду.
Однако эксперты пока сомневаются в жизнеспособности этого проекта. Они напоминают, что цены на экспортную российскую нефть связаны с ее качеством и биржевая торговля фьючерсными контрактами Rebco вряд ли приблизит ее к стоимости нефти марки Brent. Кроме того, у крупных экспортеров заключены долгосрочные контракты с зарубежными покупателями, и вряд ли они будут готовы к расторжению договоренностей. Организация же сырьевой биржи для нужд внутреннего рынка лишена смысла. В России слишком узок круг продавцов и покупателей нефти. Из 27 заводов 19 входят в вертикально интегрированные холдинги, и биржа им не нужна.
Неудача в Нью-Йорке очень показательна, так как создание биржи рассчитано именно на иностранных покупателей — у большинства российских нефтепереработчиков есть собственная нефть. Вызывает сомнения то, что как раз иностранные покупатели пойдут на биржу в Петербурге, ведь их устраивает все в Нью-Йорке. Вряд ли компании с известных мировых площадок торговли нефтью перейдут на новую российскую биржу с неясными условиями торговли. Тогда биржа сможет функционировать только для госзакупок.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
МВФ прогнозирует, что цена барреля нефти в 2024 году составит $78,61
В фонде поясняют, что имеется в виду простое среднее арифметическое цен на нефть сортов Brent, Dubai и WTI
Танкеры "Совкомфлота" ходят в Красном море
Гендиректор компании Игорь Тонковидов отметил, что предпринимаются необходимые меры безопасности