Новый НПЗ в Джейхане будет перерабатывать 10-20 млн т нефти

В начале декабря 2006 года Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) и турецкая компания «Turcas» подписали протокол о создании совместного предприятия. Документ был подписан в Стамбуле главой ГНКАР Ровнагом Абдуллаевым и председателем правления «Turcas» Эрдалом Аксоем.

Как сообщили АПА в ГНКАР, протокол предусматривает создание совместного предприятия (СП) «SOCAR&Turcas Enerji A.S.» для инвестирования в нефтепереработку в Джейхане, импорта и оптовой продажи природного газа и обеспечения участия компании «Turcas» в разведке и разработке нефтяных месторождений в Каспийском море.

Как отметил глава ГНКАР, за последние 10 месяцев добыча нефти в Азербайджане достигла рекордной отметки: «До 2010 года объем добычи нефти в стране увеличится до 60 млн. тонн. ГНКАР в настоящее время имеет все возможности по инвестированию в нефтяной сектор других государств, и Турция является третьей страной подобных инвестиционных вложений».

Как пояснил Э.Аксой, СП «SOCAR&Turcas Enerji A.S.» займется реализацией проекта строительства НПЗ в Джейхане, мощностью переработки 10-20 млн. тонн нефти в год, и маркетингом продаж природного газа с месторождения «Шахдениз», транспортируемого в Турцию и Европу: «Строительство НПЗ в Джейхане, стоимостью в 1 млрд. долларов, мы планируем осуществить в течение 4-5 лет. Начальная мощность завода составит 10 млн. тонн с возможностью ее дальнейшего увеличения до 20 млн. тонн».

В проекте строительства НПЗ 51% начальных инвестиций придется на долю ГНКАР, а остальные 49% — на долю «Turcas». Что касается маркетинга азербайджанского газа, то в этом проекте долевое участие компании «Turcas» составит 51%.

Как известно, в Азербайджане существуют два нефтеперерабатывающих завода, способные перерабатывать до 22 млн. тонн нефти в год. Имея такие мощности, казалось бы, не имеет особого смысла инвестировать огромные средства в строительство нового завода в Джейхане.

Однако есть ряд факторов и причин, по которым строительство нового НПЗ в Турции может стать вполне рентабельным проектом. Можно было увеличить переработку нефти на местных заводах, но пока производимые на них нефтепродукты не соответствуют международным стандартам. Реконструкция местных заводов по разным оценкам может обойтись в 500-600 млн. долларов США.

Если даже нефтепродукты, выпускаемые на местных заводах, и будут соответствовать международным стандартам, их экспорт является не очень рентабельным. Как пояснили в ГНКАР, причиной этому служат высокие цены на транспортировку нефтепродуктов. На сегодня с экономической точки зрения Азербайджану выгоднее экспортировать сырую нефть, нежели нефтепродукты. Основными рынками для сбыта местной продукции пока являются Грузия, а часть нефтепродуктов экспортируется в Иран. Кроме того, ограничены транспортные возможности. В Грузию транспортировка осуществляется посредством железной дороги.

Транспортировка нефтепродуктов по железке обходится очень дорого, что естественно снижает рентабельность. Транспортировка же морским транспортом может осуществляться только в Иран, так как другие страны по Каспийскому региону не нуждаются в азербайджанских нефтепродуктах. Расширить же географию экспорта через Каспий невозможно, так как для выхода в международные воды необходимо прохождение через волго-донской канал, что, во-первых, удлиняет маршрут, во-вторых, также увеличит себестоимость продукции, а в третьих, необходимо решать проблемы с Россией по прохождению азербайджанских судов через их внутренние воды.

Строительство же нового НПЗ в Джейхане будет более рентабельным. Как известно, пропускная способность трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан составляет порядка 50 млн. тонн нефти в год. Близость нового НПЗ к терминалу Джейхан может решить проблемы с необходимым сырьем. К тому времени, пока будет построен завод, не исключено, что Казахстан также начнет экспорт своей нефти по этому маршруту. Планы предусматривают увеличение пропускной способности БТД до 70-80 млн. тонн нефти в год. Таким образом, проблема сырья для нового завода практически будет решена.

Второй вопрос связан с наличием инфраструктуры. Как известно, в Джейхане построен нефтяной терминал и порт, который способен принимать танкера большим дедвейтом. Подобная инфраструктура позволит загружать на танкера большое количество нефтепродуктов для его дальнейшего экспорта. В-третьих, в данном случае география экспорта из Средиземного моря будет резко расширена. С НПЗ в Джейхане возможно экспортировать нефтепродукты в европейские страны, а также в Иран. Следует отметить, что иранский рынок нефтепродуктов притом, что в стране добывается огромное количество нефти, постоянно испытывает дефицит. Ежегодно эта страна закупает нефтепродуктов на сумму до 4 млрд. долларов, так как мощности существующих там НПЗ не в состоянии производить необходимое количество нефтепродуктов.

Кроме того, турецкий рынок также является очень перспективным. По различным оценкам турецкий рынок потребляет около 20 млн. тонн нефтепродуктов в год, из которых 70% составляет дизельное топливо, а остальные объемы в основном представлены мазутом и очень небольшим количеством бензина. И в-четвертых, новый завод, который планируется возвести в Джейхане, будет построен на основе современных технологиях. Это означает высокое качество продукции, соответствующее всем международным стандартам. И что также является не маловажным, будет достигнут более глубокая переработка нефти. На бакинских НПЗ глубина переработки нефти составляет порядка 50-60%. Это означает, что с каждой тонны нефти после переработки получается всего 500 кг нефтепродуктов, а остальное — мазут. На современных заводах глубина переработки доходит до 85-90%, что позволяет максимально переработать нефть и получить большее количество нефтепродуктов. Это, в свою очередь, означает получение большей выгоды. Кроме того, современные заводы имеют гибкий производственный процесс, что позволяет им быстро переводить производственный процесс под различные марки и сорта нефти. Поэтому на новом заводе в Джейхане можно будет перерабатывать не только нефть, транспортируемую по трубопроводу БТД, но и нефть, вывозимую танкерами из российского порта Новороссийск.

Можно сказать, что данный проект обоюдно выгоден для обеих сторон. Турция получит возможность обеспечить свой внутренний рынок более дешевыми нефтепродуктами, так как при наличии нового завода внутри страны транспортные расходы будут меньше. Кроме того, внутренний рынок будет частично защищен от внешних факторов, влияющих на цену нефтепродуктов. ГНКАР же в свою очередь станет крупным инвестором, что является качественно новым уровнем для компании. Успешная реализация данного проекта, позволит также получить большой опыт в реализации инвестиционных проектов для нефтяной компании за рубежом.

Однако, по мнению некоторых специалистов, такой масштабный проект содержит и определенные риски. Строительство новых НПЗ крайне капиталоемкий проект с длительным инвестиционным циклом. В данном случае необходимые инвестиции могут составить до 5 млрд. долларов. Срок окупаемости проекта по предварительным расчетам может составить до 7 лет, что, очевидно, требует особой долгосрочной уверенности в стабильности условий экономической деятельности.

Также дестабилизирующим фактором на рынке нефтехимии является постоянно изменяющаяся конъюнктура нефтяного рынка. Высокие цены на нефть могут существенно повлиять на рентабельность предприятия, — пишет — Day.Az.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
В США признали, что хотят уничтожить российский "Арктик СПГ 2"
WSJ: США пытаются сорвать реализацию российского проекта "Арктик СПГ 2"
Нефть дешевеет, несмотря на атаку Ирана на Израиль (Видео)
Рынок ждет возможного ответа Израиля на атаку Ирана, но склоняется к тому, что стороны воздержатся от эскалации конфликта.