Готовь бензин к лету

Ремонт на Московском НПЗ может ударить по частным автозаправкам.
На этой неделе плановый ремонт начался на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) — предприятии, обеспечивающем 60% столичного топливного рынка. Ремонт продлится 50 дней и затронет прежде всего установки по производству высокооктановых бензинов и его компонентов. При этом полностью завод функционировать не перестанет. Будет производиться строительный дорожный битум, а также бензины Аи-80, Аи-92 и Аи-95, правда, в объемах почти в два раза меньше, чем обычно.
Как сообщает пресс-служба завода, после ремонта увеличится выпуск высокооктановых бензинов, снизится содержание серы в товарных бензинах, увеличатся очистка пропанпропиленовой фракции, а также четкость погоноразделения фракций. 50-дневная остановка столь важного для Москвы предприятия может вызвать дефицит бензина на столичных АЗС, даже несмотря на заверения гендиректора МНПЗ Сергея Нетесанова в том, что весь первый квартал до остановки заготавливались большие запасы топлива: частично на самом МНПЗ, частично — на московских нефтебазах.
Впрочем, заверения в том, что бензина хватит на всех, пока на практике не реализуются. По данным Росстата, с 17 по 23 марта в Москве бензин подорожал на 1,4%, а топливо марки Аи-95 — на 1,9%, в то время как средний показатель по России составил 0,8%. Такое подорожание, по мнению аналитиков, кроме повышения цен на нефть вызвано также снижением предложения. Ведь сезонный ремонт уже идет на многих других помимо московского российских НПЗ, которые принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). Они, в свою очередь, до ремонта МНПЗ (обеспечивает заправки МТК, «Татнефть» и «Газпром нефть») и своих НПЗ запасались топливом для собственных сетей АЗС, поскольку те являются для них приоритетными, и не продавали его остальным. В результате, по мнению аналитиков, основной удар придется на частные сети АЗС. Для них бензин покупается у ВИНКов и на нефтебазах в Москве и области. А чем меньше бензина, тем выше цены.

Откуда бензин?

В связи с этим может возникнуть и еще одна проблема. ВИНКи имеют возможность использовать для собственных АЗС резервы своих хранилищ. В ТНК-ВР и ЛУКОЙЛе, например, уверяют, что проблем с поставками топлива на АЗС этих компаний в период ремонта МНПЗ не ожидается. Однако частные АЗС такой возможности не имеют. В условиях сезонного ремонта востребованными могут стать небольшие частные нефтебазы, которых вокруг Москвы очень много. Но бензин там производится вне технологического процесса. «Дело в том, что некоторые производят более или менее нормальное топливо, а некоторые нет. Такая деятельность распространена и законодательно не запрещена. Вопрос в том, кто и как проверяет топливо на выходе», — говорит руководитель отдела региональных рынков РФ исследовательской группы «Петромаркет» Анатолий Каретников. По его словам, в основном применяется упрощенная схема проверки, которая предусматривает проверку на октан и на свинец. «Есть и более сложный способ, предусматривающий проверку на смолы, металлы и т.п., — продолжает Каретников. — Практически любой продукт, произведенный во внезаводских условиях, не будет полностью отвечать требованиям такой проверки, однако, так как она более длительная и дорогостоящая, ее мало кто проводит». Поэтому на частных заправках 95-й бензин — в лучшем случае разогнанный при помощи присадок 76-й или 92-й. Это гораздо более дешевый, к тому же единственно возможный вариант в период сезонного ремонта нефтеперерабатывающих заводов. Естественно, водители не могут проверить, какой бензин льется в бензобак их автомобиля.

На безрыбье и рак — рыба

Как сообщает GZT.RU, по данным департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, в настоящее время более 20% московских АЗС торгуют левым бензином. А в отдельных регионах России доля некачественного топлива достигает 40%. Ситуацию усугубляет отсутствие централизованной системы, контролирующей производство и продажу бензина. Соблазну могут поддаться не только фирмы-однодневки, но и компании с солидным именем, особенно если учитывать дефицит бензина. В Москве система контроля только зарождается. Здесь ситуацию пытается контролировать департамент природопользования и охраны окружающей среды совместно со специально созданной экологической милицией. С начала 2007 года ведется черный список АЗС, куда уже попали 40 заправок, торгующих некачественным бензином. Ужесточили и штрафы. За торговлю некачественным топливом в столице юридическое лицо облагается штрафом в 400 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения — 1 млн рублей. Однако в этом случае затрагивается лишь верхушка проблемы: проверяются продавцы, а не производители топлива.
Впрочем, по мнению аналитиков, черный список если и увеличится, то ненамного. По мнению Анатолия Каретникова, компании, которые дорожат своей репутацией, лучше потратят больше денег на логистику, чем начнут продавать некачественный бензин. А те, кто продавал, продолжат это делать.

А бензин-то левый!

Существует много способов подделать бензин. В частности, менеджеры в автомобильных дилерских центрах при продаже относительно недорогих иномарок советуют заправлять автомобиль не 95-м бензином, а 92-м. Они мотивируют это тем, что 95-й бензин — часто тот же 92-й, только с добавлением присадок, например ферроценов, содержащих окислы железа. Осуществить магическое превращение 1 л 92-го бензина в 95-й способны 50 мг ферроцена. Волшебство при этом обходится гораздо дешевле честного труда: 1 кг ферроценов стоит около $10. А при самопальной перегонке бензин получается с большим количеством серы.
Расплачиваться за недобросовестных производителей придется водителю. «Если в бензине много серы, то это приводит к повышенному износу двигателя. Если в нем есть тяжелые металлы, например окислы железа, это приводит к выходу из строя системы зажигания, поршневой группы, а также к повышенной токсичности», — говорит технический эксперт АСМ-холдинга Анатолий Титков.
Совсем плохой бензин можно легко обнаружить — правда, уже после того, как он попадет в бензобак. «Главные признаки некачественного топлива: нестабильная работа на холостых оборотах, а также отсутствие тяги. Плохой бензин приводит, кроме того, к перерасходу топлива и снижению его экономичности», — говорит автомеханик одного из столичных автосервисов. «Если вы залили бензин сомнительного качества, прислушайтесь к работе двигателя. Если двигатель резко теряет мощность и быстро перегревается, слышен посторонний стук, из выхлопной трубы валит черный дым — это серьезно. Скорее всего, мы имеем дело с детонацией, при которой эксплуатировать двигатель нельзя (детонационная стойкость — важный показатель топлива. Она зависит от фракционного состава и влияет на нормальную работу двигателя на всех режимах. — «Газета»)», — говорит Марат Гайнулин, сервис-инженер автоцентра «КМ/Ч-Химки», дилера General Motors.
Крупные автоцентры, хоть и не раскрывают статистику поломок, говорят, что многие из них связаны с некачественным топливом. «Мы констатируем факт, что при использовании 95-го бензина свечи зажигания, как правило, требуют замены чаще, чем при использовании 92-го. Очевидно, это связано с присадками в топливе, повышающими октановое число. Но мы рекомендуем придерживаться той марки топлива, которая указана в инструкции по эксплуатации автомобиля», — говорит Марат Гайнулин.

А был ли дизель?

Еще хуже обстоят дела с дизельным топливом. Как правило, даже на АЗС крупных ВИНКов реализуется дизельное топливо марки Л-0,2-62. Оно выпускается по ГОСТу, предусматривающему 2000 ppm (parts per million — единица измерения концентрации) серы, что соответствует «Евро-2». В ограниченном количестве ВИНКи делают и более высококачественное топливо, но большая его часть идет на экспорт. «Так как у нас пока разрешено продавать дизель более низкого качества, то более рентабельно высококачественное дизтопливо экспортировать», — говорит руководитель отдела региональных рынков РФ исследовательской группы «Петромаркет» Анатолий Каретников.
На частных АЗС зачастую продается дизтопливо, в котором содержание серы превышает нормы «Евро-2» в 10 раз. Нередки и случаи, когда зимой вместо специального дизтоплива, адаптированного для низких температур, продают легкозамерзающую летнюю смесь.
Кстати, именно низкое качество дизельного топлива является причиной того, что до России часто не доезжают многие автомобильные новинки. Крупные автопроизводители, в основном из Японии, почти не экспортируют в РФ автомобили с экономичными и экологичными дизельными двигателями, не желая портить свой имидж российским топливом.

До Европы пока далеко

Впрочем, качество бензина оставляет желать лучшего и на заправках известных крупных сетей. Оно в большинстве своем хоть и соответствует российским нормам, однако не выдерживают никакой конкуренции с бензином европейским.
Тот же МНПЗ в Капотне, среди заказчиков которого автозаправки МТК (Московская топливная компания), «Татнефти» и «Газпром нефти» («Сибнефть»), производит лишь часть бензина стандарта «Евро-3». Все дело в технологической отсталости предприятия. На заводе, как сообщается на его сайте, из 1 т нефти выходит 55-58% светлых нефтепродуктов, в то время как показатель современных европейских предприятий — около 80%. Чтобы полностью перейти на производство топлива стандарта «Евро-3», необходимы огромные инвестиции. МНПЗ только начал этим заниматься. Но модернизация займет время, в течение которого завод не будет приносить прибыли, а простой в условиях бурного роста количества автомобилей приведет к крупным потерям.
Крупные ВИНКи производят топливо на собственных НПЗ. «После этого они перевозят его на свои нефтебазы, а затем — на АЗС. На АЗС ЛУКОЙЛа топливо поступает с собственных НПЗ, расположенных в Нижнем Новгороде и Волгограде, в меньшей степени из Перми. На АЗС с брендами ТНК и BP — из Рязани и Саратова, на АЗС «Роснефти» — из Самары», — говорит Анатолий Каретников. Качество бензина на их АЗС зависит от добросовестности компаний.
Поскольку более высокие нормы качества топлива носят в России пока рекомендательный характер, соответствовать им можно по желанию. В прошлом году постановлением московского правительства был уточнен регламент приема специальной городской комиссией заявок на присвоение знака «Экотопливо» столичным автозаправкам. Для получения этого знака (на котором изображены зеленый лист и капля) необходимо предъявлять целый ряд документов, в том числе сертификаты качества на нефтепродукты и протоколы лабораторных исследований, подтверждающие соответствие топлива экологическим требованиям. Однако торговать бензином можно и без этого знака.
Остается надеяться, что после ремонта Московского и других НПЗ российское топливо приблизится к европейскому не только по стоимости, но и по качеству.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Паводки в регионах не отразились на добыче нефти и газа, заявило Минэнерго
Шульгинов: паводки в регионах никак не сказались на добыче нефти и газа
В Германии заявили о продолжении расследования по «Северным потокам»
МИД ФРГ ответил на идею Китая по расследованию взрывов на «Северном потоке»