Чем грозит дефицит бензина

Цены на бензин в России продолжают стремительно рости. Только за последнюю неделю оптовые цены на топливо увеличились на 1,7%. Согласно данным Московской топливной ассоциации, потребительские цены на автомобильный бензин на 9 ноября 2007 года в московских АЗС следующие: литр ДТ стоит 17,88 руб., Аи-80 — 16,70 руб., Аи-92 — 19,54 руб., а А-95 — 20,55 руб. Оптовые цены также растут — в первую неделю ноября, по данным Русского топливного агентства, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 выросла на 5,5%, А-76 — на 1,4%, дизтопливо — на 4,4%.

Как сообщает «Коммерсантъ», для пресечения спекуляций на этом рынке Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести для Московского нефтеперерабатывающего завода обязательную отчетность о плановых остановках. Ответственность за исполнение будут нести заводы-производители.

В настоящий момент ФАС разрабатывает предложения о внесении изменений в порядок раскрытия НПЗ информации о плановых ремонтах. Об этом в кулуарах VI Всероссийской конференции «Рынок нефтепродуктов и нефтехимии в РФ» рассказал газете «Коммерсантъ» Александр Пироженко, начальник управления контроля ТЭК ФАС.

«Сейчас заводы уведомляют о плановых остановках Минпромэнерго, но делать это не обязаны,- пояснил чиновник.- А нам кажется, что должна быть предусмотрена ответственность за раскрытие информации. Мы хотим, чтобы компании не только четко указывали сроки ремонта, но и сообщали, в каком объеме планируется сокращение производства нефтепродуктов, а также указывали запасы на заводах и в нефтехранилищах».

При этом на рынке острый дефицит горючего, распродаются его остатки. Ситуация с топливом в стране угрожающая, рассказал газете «Ведомости» владелец одной из независимых сетей АЗС. Он убежден, что это сознательная политика, направленная на выдавливание независимых торговцев. В убыток себе, говорит он, торговать никто не будет. Сотрудники исследовательского центра «Кортес» сообщают, что бензина в продаже на свободном рынке почти не осталось.

На скачок цен влияет множество факторов. Самый очевидный — ускоряющаяся предвыборная гонка, во время которой в России «по традиции» увеличиваются. Помимо роста цен на мировом рынке, на ценообразование бензина влияет целый ряд внутренних факторов: это сезонность, рост стоимости естественных монополий, таких как металлургия и электроэнергия, внезапно возникший дефицит топлива на внутреннем рынке либо модернизация нефтеперерабатывающих заводов.

Еще в октябре Московский нефтеперерабатывающий завод объявил, что не будет в ближайшее время поднимать цены на бензин. А в начале ноября Московская нефтегазовая компания также объявила мораторий на повышение цен на своих заправках. Кроме того, как сообщили в компании, в интересах москвичей и для обеспечения социальной стабильности все светлые нефтепродукты, производимые на Московском НПЗ, компания будет направлять на московский рынок, отказавшись от самого дорогого — от экспорта.

Эксперты полагают, что если к концу ноября оптовые цены не снизятся, придется либо существенно — на 1,5-2 руб. за литр — поднимать цены, либо закрывать АЗС. Крупные компании, занимающие 85% оптового рынка, говорят, что топливо у них есть только для своих сетей.

Директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков отмечает, что заводы и так подают информацию, касающуюся планов ремонта, в Минпромэнерго. «Никто не мешает ФАС запрашивать эти данные. Также у Минпромэнерго есть информация с заводов по объемам производства и переходящим остаткам»,- говорит эксперт.

В течение последних нескольких лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению автопарка в России. Представитель холдинга «Лукойл» Геннадий Красовский возражает, что «никто никого с рынка выдавливать не собирается», а высококачественного топлива действительно не хватает. По его мнению, это связано с тем, что за 10 месяцев россияне приобрели 1,1 млн иномарок, а новых НПЗ в последние годы никто не строил.

«В этом году не случилось ничего экстраординарного в плане остановок: заводы всегда ремонтируются в одно время — в апреле-мае и в сентябре-октябре. Однако в последнее время все больше НПЗ переходят в режим ремонта, который будет длиться 2-3 года. МНПЗ с 2006 года также удлинил цикл и встает на ремонт один раз в год — в один год весной, в другой — осенью. В этой связи имеет смысл изучить график ремонтов и дальше подумать, стоит ли его регулировать», — говорит гендиректор Московского НПЗ Сергей Нетесанов. МНПЗ уведомляет об остановке на ремонт только поставщиков нефти, а также размещает информацию об этом на своем сайте. Представители ФАС считают, что регулирующий орган должен существовать «для порядка», хотя основные и окончательные решения в этой сфере все рано будут принимать в правительстве.

Между тем эксперты полагают, что в январе 2008 года цены на топливном рынке придут в норму, но будут продолжать расти, хотя уже не так стремительно. Одной из составляющих цены является стоимость электроэнергии, тарифы на которую повышаются раз в год.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 24 апреля 2024
Ежедневные поставки средне- и высокосернистой нефти в Азию сократились на 920 тысяч баррелей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Раскрыто, когда реализуют проект газификации Камчатки с помощью СПГ
Белогорьев: проект газификации Камчатки с помощью СПГ может быть реализован в 2026 году