Аналитики видят за скандалом с Улюкаевым начало большого передела нефтяного рынка в России

Арест министра экономического развития Алексея Улюкаева, произошедший на минувшей неделе, изначально был признан аналитиками совсем не классическим коррупционным скандалом, а внешним сигналом тектонических сдвигов под ковром российской политики и, в частности, нефтяного рынка.

Напомним, что скандал разгорелся вокруг приватизации государственной «Башнефти», которую в итоге купила государственная же «Роснефть» – предположительно это было сделано для быстрого пополнения сильно проседающего в кризис федерального бюджета. Однако это – меньшая сделка, отчасти находившаяся в ведомстве Министерства экономического развития под руководством Улюкаева.

Еще одна крупная приватизация, которая должна была состояться в этом году для спасения государственной казны – продажа 19,5 процентов «Роснефти» с предварительной стоимостью 700 млрд рублей.

Еще в минувшем году по инсайдерской информации, опубликованной агентством Bloomberg, покупателем этого пакета должен был стать «Сургутнефтегаз», известный своими гигантскими депозитами – около 2,5 трлн рублей (эта сумма – 20 процентов от годового бюджета России на 2017 год). Однако в самой компании эту информацию немедленно опровергли, заявив, что издание этой публикацией пытается пошатнуть стоимость акций главного предприятия Сургута. Это, к слову, и произошло – акции действительно упали, но очень ненадолго.

Но вопрос о будущем владельце акций «Роснефти» остался, и он актуален до сих пор – по заявлениям Игоря Сечина, процесс идет по плану и приватизация должна состояться до конца года.

По слухам, о которых в своей авторской передаче на «Эхе Москвы» говорит Юлия Латынина, Владимир Путин лично вел переговоры с гендиректором «Лукойла» Вагитом Алекперовым о том, чтобы тот стал совладельцем «Роснефти». Но Алекперов якобы отказался под предлогом того, что у «Лукойла» есть иностранные акционеры, сидящие в совете директоров, и получить их согласие на такую сделку будет фактически невозможно. Все-таки «Роснефть» находится под западными санкциями, и вообще это компания с большим политическим бэкграундом, что не очень устраивает иностранный бизнес, да и 19,5 процентов — не самый большой процент.

Тогда якобы в коридорах власти возник новый план – чтобы «Роснефть» сама выкупила свои акции у номинального владельца – «Роснефтегаза», таким образом еще раз «переложила деньги из одного кармана в другой» – то есть из казны госкомпании в бюджет, и в 2017 году уже перепродала эти акции заинтересованному покупателю.

Но внезапно выяснилось, что при подобной покупке те самые 19,5 процентов акций становятся «казначейскими», то есть временно теряют право голоса. И фактически эти выпадающие голоса распределяются между остальными акционерами. И, как пишет Михаил Крутихин на carnegie.ru, в этом случае англо-американская BP, владеющая 19,75 процентами «Роснефти», станет обладать блокирующим количеством голосов в главной российской нефтекомпании, что едва ли устроит ее руководство.

Таким образом ситуация сложная: по мнению Крутихина, «Роснефти» нужно либо оперативно найти крупного инвестора, либо отменить приватизацию. Вероятно, пока в ход запущен второй вариант: по причине ареста Улюкаева и до разбора его уголовного дела приватизацию можно отложить, и в это время искать иные варианты выхода из положения.

На этом моменте возникает несколько версий. По одной из них для спасения ситуации может быть подключен «Сургутнефтегаз» – несмотря на зафиксированный ныне убыток более чем в 100 млрд рублей, у компании есть крупные депозитные накопления.

Не исключено, что Владимир Путин может попросить Владимира Богданова об участии главной сургутской компании в приватизации главной российской компании.

Сейчас повод очень важный – спасение государственного бюджета, и Богданов, как признанный государственник, вполне мог бы пойти навстречу президенту. К тому же многие чиновники и нефтяники говорят о том, что якобы «Сургутнефтегаз» с 2003 года прекратил раскрывать сведения о своих бенефециарах (на это указывает Латынина), и это может быть связано с переходом компании во владение лиц, близких к высшему руководству страны.

Но ситуация может быть и диаметрально противоположной: Владимир Богданов получил из рук президента орден Героя Труда, отпраздновал свой юбилей и продлил контракт генерального директора на пять лет.

Опять же, слухи о слиянии «Сургутнефтегаза» с «Роснефтью», возникающие примерно один раз в полгода, пока никак не приблизились к своей реализации.

Как говорит Юлия Латынина, «с 2003 года у ОАО «СНГ» вообще нет никаких проблем как у компании, «Сургут» просто не существует в качестве объекта даже теоретического поглощения».

Так что довольно высока вероятность того, что главная компания Сургута со своими гигантскими накоплениями останется одним из последних и стратегических резервов для федеральной власти. При этом Латынина же допускает, что под удар в этой ситуации может попасть другой гигант – «Лукойл», в поглощении которого теперь якобы заинтересована «Роснефть».

СИА-ПРЕСС

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
PetroChina закупила первую партию нефти из Венесуэлы после отмены санкций США
По информации агентства, груз поступит на нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс в Цзеяне в провинции Гуандун
Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16,00% годовых
Совет директоров Банка России 22 марта 2024 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16,00% годовых.