Казахстан нарастит флот для поставок нефти в обход России

Казахстан почти вдвое нарастит каспийский флот для экспорта нефти через Азербайджан, но путь Баку — Тбилиси — Джейхан дороже маршрута через Россию: $38,4 против $100 за тонну

В 2023 году национальный морской перевозчик Казахстана «Казмортрансфлот» закупит два нефтетанкера для перевозок по Каспийскому морю, нарастив свой каспийский флот до пяти кораблей. Этот маршрут используется для поставок нефти в обход России через Азербайджан, пишет «Коммерсантъ».

Основным альтернативным маршрутом стал трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), к нему казахскую нефть перевозят по Каспийскому морю. В этом году «Казмунайгаз» запланировал отправить по БТД 1,5 млн тонн нефти с Тенгизского месторождения; в марте Казахстан отгрузил 20 тыс. тонн, в апреле они должны вырасти до 125 тыс. тонн.

Источники газеты рассказали, что в правительстве Казахстана обсуждается вариант значительного увеличения поставок по нему до 20 млн тонн ежегодно. Однако наращивание поставок требует значительных инвестиций — в расширение порта Актау, углубления дна Каспийского моря для более крупных танкеров, увеличения мощности самого трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Собеседники издания оценили вероятные траты в «несколько десятков миллиардов долларов».

Сейчас 80% экспортных поставок казахской нефти идет через Россию по двум трубопроводным маршрутам: трубе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск и через трубопровод Атырау — Самара, после чего топливо следует до Усть-Луги. Объем прокачки по первому пути в прошлом году составил 52,2 млн тонн, по второму — 8,4 млн тонн. Однако в 2022 году поставки через КТК неоднократно приостанавливались из-за ремонтов на российской территории, что стало причиной поиска властями Казахстана альтернативных маршрутов.

Смене маршрутов поставок мешают долгосрочные контракты с КТК, а также высокая стоимость прокачки по БТД: прокачка через Новороссийск дешевле, чем по БТД, — $38,4 против $100 за тонну.

В Азербайджане предложили еще один маршрут для транспортировки казахской нефти — Баку — Супса. По словам казахстанского вице-премьера Серика Жумангарина, стороны сейчас занимаются расчетом технических характеристик этого пути. Маршрут до грузинского порта Супса обладает мощностью 5 млн тонн в год, но с прошлого марта западные компании отказываются загружать танкеры в Черном море из-за обнаружения близ Батуми противокорабельной мины, напоминает Caspian Barrel.

rbc.ru

Прогноз биржевых цен на 19 апреля 2023

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Трамп отказался исключить Венгрию из санкций против российской нефти
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан просил президента США Дональда Трампа исключить Венгрию из санкций против российской нефти, заявил глава Белого дома.
ФАС перенесла ежегодное изменение тарифов на электроэнергию
Ежегодное изменение тарифов на электроэнергию в 2026 году переносится на 1 октября с 1 июля, это позволит своевременно принять все регулируемые тарифные решения, заявили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ.