Россия остановит транзит через порты Прибалтики

07 июля 2008, 18:30

К 2015 году Россия прекратит экспорт любых грузов через порты стран Прибалтики. Об этом заявил в выходные российский вице-премьер Сергей Иванов, выступая на заседании морской коллегии при правительстве РФ. Глава минтранса Игорь Левитин подтвердил, что через несколько лет у России будет достаточно своих пропускных способностей, чтобы не экспортировать нефтепродукты через прибалтийские республики. По мнению экспертов, эти меры, безусловно, ударят по бюджетным доходам Эстонии, Латвии и Литвы. Однако потери будут не настолько критическими, чтобы «наказать» таким образом прибалтийские государства и заставить их изменить свою политику в отношении Москвы. Для этого Кремлю понадобится не только экономический «кнут», но и политический «пряник».
«Перед нами стоит двуединая задача: полностью прекратить экспорт через прибалтийские страны нефтепродуктов и угля и увеличить возможность приема через наши порты оборудования, продовольственных товаров и других грузов», — заявил замглавы правительства.
Как считают аналитики, за 6-7 лет Россия вполне сможет выполнить эту задачу, благо «альтернативных» портов для транспортировки своих же грузов у нас хватает. «Вводятся в строй Приморск, Балтийская трубопроводная система, расширяется соответствующая инфраструктура на Черном море. К тому же резких скачков в добыче нефти у нас в ближайшее время не предвидится, так что технически экспортировать тот же объем нефтепродуктов в обход прибалтийских республик будет несложно», — отметил в беседе с РБК daily эксперт петербургской аналитической группы «Конструирование будущего» Сергей Боровиков.
По его словам, такие меры ударят по бюджетам прибалтийских государств достаточно заметно — сегодня транспортировка через их порты российских товаров, по разным оценкам, достигает от 10 до 20% той доли ВВП, которая связана с данным видом транзита. Однако эти потери будут не настолько критическими, чтобы можно было говорить о каком-либо эффективном экономическом давлении на страны Прибалтики. «Там по-прежнему останется достаточно много так называемого русскоязычного прибалтийского капитала. Кроме того, это давление будет гораздо ниже того давления, которое оказало на экономики прибалтийских государств их вступление в Евросоюз. Чисто экономическое выкручивание рук в современном мире неэффективно», — считает г-н Боровиков.
Российским политическим элитам предстоит в ближайшее время решить куда более амбициозную задачу, нежели прекращение транспортировки отечественных нефтепродуктов через прибалтийские порты. Методы экономического давления пока больше раздражают местные элиты, и вряд ли когда-либо заставят их «пойти на поклон» к Москве. Поэтому Кремлю предстоит отказаться от использования исключительно метода экономического «кнута», и заменить его политическим «пряником». Это подразумевает масштабную работу с местными политическими элитами (в том числе и с оппозицией, как это делают, например, в Вашингтоне), а также с общественным мнением этих государств. Сегодня такая работа практически нигде не ведется, в результате чего Россия уже сильно сдала позиции на постсоветском пространстве.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Трамп готовит почву для нового удара по экономике Китая
Администрация Дональда Трампа начинает подготовку нового раунда давления на Китай, в который будут вовлечены не только Минфин и министерство торговли, но также Пентагон и Совет национальной безопасности.
Добыча сланца в Канаде в тупике
Снижение цен на канадскую нефть отрицательно влияет на цены реализации и доходы производителей нефтепродуктов даже несмотря на то, цены на нефть марок WTI и Brent Crude окрепли с начала года.