Нелегальная продажа в Петербурге и Ленобласти топлива превращается в прибыльный бизнес

28 сентября 2012, 11:00
Сотрудники отдела по выявлению преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса и промышленности управления экономической безопасности ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области обнаружили еще одну подпольную бензоколонку. Она находилась в Кингисеппском районе, неподалеку от трассы, ведущей в порт Усть-Луги.
Контрольная закупка на нелегальной АЗС производилась в рамках начавшейся в середине сентября операции «Нефть» по выявлению незаконных автозаправок. Как стало известно, торговля на Усть-Лужской трассе велась с размахом: топливо заказывали по телефону заранее и к определенному сроку. Номер был известен сотням водителей и фирм. Была разрешена оплата по безналичному расчету, разработана специальная система скидок. Большинство же нелегальных АЗС действуют обычными кустарными способами, привлекая покупателей неброской — от руки — рекламой на заборе вдоль трассы. Многие, впрочем, не нуждаются и в этом — места торговли давно известны тысячам водителей.
Еще до начала операции президент петербургского «Нефтяного клуба» Олег Ашихмин предупредил, что по его данным, в городе и области действуют около 200 нелегальных заправок, о которых хорошо знают не только водители, но и полицейские. По его словам, оборот нелегального топливного рынка приближается к миллиарду, и занимает около 10% всего объема в регионе.
Особенно бойко идет торговля на трассе «Россия», проходящей по Тосненскому району. Там, по сведениям полиции, действуют десятки точек. Такое скопление незаконных автозаправщиков объясняется, в первую очередь, близостью к нефтепроводным магистралям, а также возможностью похищать бензин прямо с комбината.
Впрочем, есть и иные способы. 18 сентября во время контрольной закупки на подпольной заправке в Пушкинском районе оперативники обнаружили бензовоз с логотипом «Фаэтона», сливавшего дизельное топливо в подземные цистерны. В городе хорошо известно, что «Фаэтон» Сергея Снопка уже давно не оправдывает свой бренд «Сеть № 1», завязнув в процедуре банкротства и тяжбах с кредиторами. Кроме того, испытывая недостаток бензина, вынужден приобретать его по очень высоким ценам. Поэтому подозревать нефтетрейдера в продаже собственного топлива по бросовым ценам, кажется, невозможно. Пока что полицейские предполагают, что это — личная инициатива водителя бензовоза.
По словам Олега Ашихмина, активная борьба с нелегалами ведется последние четыре года. Но за это время было закрыто меньше десяти точек, тогда как размах этого сектора требует куда более серьезного вмешательства правоохранительных органов. Вероятно, поэтому сотрудники УЭБ, которые первоначально планировали проведение спецоперации до конца сентября, теперь решили продлить ее еще на месяц.
«Сегодня подпольный рынок нефтепродуктов достиг анекдотической известности, о том, как, где и за сколько нелегально можно незаконно приобрести дизельное топливо, знают тысячи водителей грузовиков и дальнобойщики. Уверен, что в курсе инспекторы ДПС, менеджмент и службы безопасности топливных компаний и, конечно, некоторые оперативные сотрудники по линии экономической безопасности в районах. Если не принять какие-то быстрые меры, то локальные группы со временем структурируются в организованную преступность», — заявил начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Петербургу и области Михаил Ильин.
Основания для таких предположений вполне оправданы. На прошлой неделе питерские автомобилисты впервые за долгие годы ощутили реальный топливный голод. На АЗС возникли давно не наблюдаемые очереди. На заправках «Киришиавтосервиса» закончился бензин марки Аи-95, возникли перебои с Аи-92. Первоначально это объясняли логистическими неполадками, которые обещали устранить в самое ближайшее время. Но вскоре стало понятно, что только техническими трудностями отсутствие топлива не исчерпывается.
По словам заместителя генерального директора ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» Сергея Леонтьева, на профилактику закрыты или в ближайшее время закроются шесть крупных нефтеперерабатывающих российских заводов. Это связано с тем, что с 1 января 2013 года наша страна должна перейти на топливо не ниже третьего экологического класса (Евро-3). Сделать это невозможно без срочной модернизации заводского оборудования. И вот уже начался ремонт на заводе в Киришах. 21 сентября на ремонт закрылся Московский нефтеперерабатывающий завод. На очереди предприятия в Уфе и Рязани.
Кроме того, в сентябре были повышены акцизы, и оптовые цены выросли на 15—20%. Их рост, по мнению экспертов, продолжится. Повышение оптовых цен должно было произойти еще весной, но по понятным причинам было отложено на осень. Рост розничных цен пока тормозится, но эту роскошь могут позволить себе до времени лишь государственные гиганты вроде «Роснефти» или «Газпром нефти». Они могут компенсировать торможение розничных цен за счет повышения оптовых. Что касается частных нефтетрейдеров, то им, очевидно, предстоит проиграть в этой конкуренции. Уже сейчас, по словам Ашихмина, они работают на пределе рентабельности. Дальнейшее повышение оптовых цен неизбежно ведет к массовому разорению независимых компаний. В результате, количество АЗС сократится, а цены на оставшихся будут диктовать выжившие монополисты. Как ожидается, осенью по всей России средний рост цен на бензин и дизельное топливо составит 2—2,5 рубля.
В этой связи вполне очевидно ждать увеличения количества нелегальных автозаправок. Например, сейчас рентабельность по дизельному топливу для независимых продавцов составляет 8%. А для того, чтобы не работать в убыток, им необходима рентабельность 10% — именно столько уходит на обслуживание АЗС. Выйти из убытка частным компаниям может помочь только повышение цены дизельного топлива на 6%. На нелегальных заправках его цена составляет всего 24 рубля за литр (при общегородской — около 30 рублей). Поэтому не удивительно, что они плодятся, как грибы после дождя. Понятно и то, что месячник или даже двухмесячник борьбы с незаконной продажей топлива ничего не решит. На месте закрытых появятся десятки других. К тому же торгующих не только дизтопливом, но и бензином популярных марок. Ведь, по самым скромным прогнозам, до конца декабря стоимость одного литра Аи-92 вырастет до 32 рублей, а Аи-95 — до 35.
Олег Ашихмин обвиняет правоохранные структуры в отсутствии воли. «Если есть желание, то все можно сделать. Тем более что здесь есть очевидные нарушения закона», — настаивает он. Да, в целом, это верно. Но история учит другому. Мерой наказания контрабандистам во время Наполеоновской континентальной блокады была смертная казнь на месте. Тем не менее, нарушения происходили повсеместно — прибыль оправдывала любой риск. Нынешняя осень принесла не только повышение топливных цен, но и рост тарифов ЖКХ, и инфляцию. Желание сэкономить хотя бы на бензине — очевидно с точки зрения любого обывателя или коммерсанта. А значит, всегда найдутся те, кто это желание захочет удовлетворить. Превратив риск в прибыльный бизнес.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Эрдоган предложил «Исламской восьмерке» перейти на расчеты в нацвалютах
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе открытия девятого саммита организации «Исламская восьмерка» (D-8) заявил, что страны этого объединения (Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Малайзия, Нигерия, Пакистан, Турция) должны вести взаимную торговлю в национальных валютах.
Экспорт нефти в Ираке продолжает сокращаться
Объемы нефти, транспортируемые по трубопроводу в порт Ceyhan за неделю упали с 225,000 баррелей в день до 196,000 баррелей в день. Причем, до конфликта с Курдами, нормальный показатель транспортируемой по трубопроводу нефти достигал значения 600,000 баррелей в день.