22 November 2006, 09:16
Доминированием одного вида энергоресурсов во многих странах

Регулируемая цена газа на российском внутреннем рынке к 2010 году составит 90 долл. за тысячу кубометров. Об этом сообщил вчера начальник управления Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ Денис Волков на форуме «Газ России — 2006». По его словам, при обсуждении тарифной политики в газовой отрасли профильные министерства выработали общую позицию, согласно которой оптовая цена газа на внутреннем рынке РФ должна рассчитываться по принципу net-back (то есть цена на экспортном рынке минус транспортные расходы и экспортная пошлина). «Сегодня этот уровень недостижим, так как в 4 раза превышает сложившуюся стоимость газа», — сказал Волков, подчеркнув, что к 2012 г. будет возможно достичь этого уровня. Смягчить негативные последствия ценового скачка чиновники предлагают с помощью субсидий, которые будут формироваться из возникших дополнительных доходов, аккумулированных в специальном бюджетном фонде. Накопленные средства планируется использовать на выплаты населению, целевое финансирование программ энергосбережения, а также на оказание материальной помощи отраслям промышленности, наиболее чувствительным к повышению цен на газ, — пишет «Газета».

Эту инициативу активно поддерживают газовики. По мнению главы «Российского газового общества» Валерия Язева, существующие тарифы не отражают реальной стоимости газа. В результате наблюдается искажение соотношения стоимости газа, угля и мазута. Так, в России это соотношение составляет 0, 8:1:1, 7, в то время как в Европе — 2:1:2, 8. По данным Международного энергетического агентства, по газоемкости (объем использованного газа на производство единицы продукции) российская экономика превосходит все другие страны мира, в частности США — в 6 раз и Германию — в 8 раз. Особенно затратными являются электростанции РАО «ЕЭС России», где на долю голубого топлива приходится около 70% мощностей. А в европейской части страны на нем вырабатывается более 80% электроэнергии. Заниженная цена газа на внутреннем рынке приводит к перекосу в топливно-энергетическом балансе страны. Доля голубого топлива в нем составляет около 52%, в то время как в развитых странах она не превышает 40%. Эти цифры идут вразрез с основными показателями Энергетической стратегии до 2020 года, предусматривающей снижение доли газа в топливно-энергетическом балансе до 45- 46%. По мнению Валерия Язева, повышение внутренних цен на газ — наиболее эффективное средство для стимулирования энергосбережения. По словам начальника управления перспективного развития ОАО «Газпром» Сергея Панкратова, прямая экономия позволит высвободить около 55-60 млрд кубометров газа ежегодно, что составляет порядка 7-10% нынешнего уровня добычи. Эти объемы можно было бы направить на экспорт. По мнению газовиков, меры, направленные на диверсификацию энергобаланса и стимулирование энергосбережения, необходимо принять как можно скорее — только так получится снять угрозу энергобезопасности России.

Однако российское экспертное сообщество этого мнения не разделяет. «Сопоставив энергетические балансы основных нефтегазодобывающих стран, можно увидеть, что доминирование в энергетическом балансе тех ресурсов, которые они производят, проявляется довольно сильно. И это не критическая ситуация. Россия здесь не выглядит каким-то особенным образом. Напротив, в нашем энергобалансе представлены все виды энергоресурсов в достаточно высоких долях», — считает президент Института энергетической политики Владимир Милов. Что касается преобладания газа в выработке электроэнергии, то здесь, по мнению эксперта, ситуацию тоже нельзя назвать критической. «Во многих странах Евросоюза, в США, и тем более у «азиатских тигров» (Китай и Индия), ситуация с доминированием одного вида энергоресурсов в балансе выработки электроэнергии гораздо более серьезная, чем в России. Там речь идет о 80-90%. И никакой диверсификацией там и не пахнет. При этом наша страна не является импортером энергетических ресурсов. Россия обеспечена газом как никто другой. Поэтому преобладание газа в структуре энергетического баланса у нас обусловлено естественными причинами. Мы можем себе позволить такое доминирование», — говорит Владимир Ми-лов. Кроме того, эксперт отмечает, что газ имеет ряд конкурентных преимуществ перед другими видами топлива. Во-первых, капитальные затраты на строительство установок, работающих на газе, ниже всех других минимум в два раза. Кроме того, газ имеет более высокую теплотворную способность по сравнению с тем же углем. «Важно то, что наши возможности по замещению газа другими энергоресурсами в основных районах потребления сильно ограничены. Прежде всего это касается угля и гидроэнергии. Основные запасы этих ресурсов сосредоточены на Востоке страны. Доставка в европейскую часть, где расположена большая часть потребителей, экономически нецелесообразна из-за больших расстояний и высоких потерь, например, при транспортировке электроэнергии. Даже Китай и Индия, где действительно существует серьезный перекос в топливно-энергетическом балансе, наращивают потребление газа, несмотря на то, что это ведет к росту зависимости от импорта. Это связано с конкурентными преимуществами газа перед другими видами топлива. Тогда почему Россия должна отказываться от использования газа только из-за того, что кому-то очень хочется меньше добывать его и больше продавать на экспорт?» — задается вопросом Владимир Милов.

Нефтепродукты на eOIL.RU

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Цена на нефть марки Brent выросла (Видео)
Мировые цены на нефть растут. Стоимость одного барреля марки Brent увеличилась больше чем на 4% и превысила отметку в 90 долларов. Об этом говорят данные торгов на лондонской бирже ICE.
Доля рынка ОПЕК в Индии упала до рекордно низкого уровня
Россия была крупнейшим поставщиком нефти в Индию второй финансовый год подряд, поскольку растущий импорт российской нефти привел к снижению доли поставок ОПЕК и Ближнего Востока в Индию до рекордно низкого уровня, сообщило агентство Reuters в пятницу со ссылкой на полученные данные отслеживания танкеров из отраслевых источников.