02 October 2018, 10:43
Спрос на нефть в среднесрочном плане. WOO-2040. Отчет ОПЕК 2018
02 October 2018, 10:43

Ожидается, что в среднесрочной перспективе глобальный спрос на нефть продолжит свой рост уверенными темпами и достигнет отметки 104.5 млн. баррелей в день к 2023 году. Это отражает предполагаемую положительную динамику региональной экономической активности, определенные меры проводимой политики и уровень цен, а также структурные изменения на нефтяном рынке. Прогнозируемый показатель глобального спроса на нефть представляет среднегодовой рост 1.2 млн. баррелей в день на протяжении прогнозируемого периода и общее изменение мирового спроса на 7.3 млн. баррелей в день, в сравнении с показателем 2017 года.

Рис. 1. Среднесрочный спрос на нефть (млн. баррелей в день)

Однако, эти показатели устойчивого роста скрывают серьезные колебания и противоречивые тенденции на региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне производимой продукции. На деле ожидается, что даже в глобальном масштабе рост спроса на нефть замедлится: с отметки 1.5-1.7 млн. баррелей в день в 2018-2020 гг. к 2023 году он упадет ниже 1 млн. баррелей в день. Ограничителями роста выступят замедление экономического роста, повышение цен на нефть, а также повышение энергоэффективности, расширение использования альтернативных транспортных средств и снижение роста количества населения в странах ОЭСР и в Китае.

Как правило, именно комплекс этих факторов оказывает ощутимое воздействие на спрос на нефть в отдельно взятом регионе. Например, замедление экономического роста в американских странах ОЭСР наряду с повышением цен на нефть (по сравнению с ценами 2015-2017 гг.), вероятно, приведет к снижению пробега в регионе и, таким образом, к замедлению роста спроса на нефть.

Это, по всей вероятности, еще больше усугубится из-за расширения использования альтернативных транспортных средств, которые постепенно вытеснят нефть альтернативными источниками энергии. По оценкам экспертов, во второй части среднесрочного периода суммарный эффект от растущего количества транспортных средств, функционирующих от электричества и природного газа, на глобальном уровне будет составлять примерно 100 тыс. баррелей в день ежегодно. Больше всего ощутят на себе изменения страны ОЭСР и Китай.

Суммарный эффект данных тенденций, с учетом показателя годового спроса на нефть в отдельных регионах, представлен на рис. 2. График демонстрирует, что скоро обозначится прирост спроса на нефть, основным источником станут развивающиеся страны. Спрос на нефть в этой группе стран будет расти относительно стабильно на 1.1 млн. баррелей в день каждый год в среднесрочном плане. Исключением станет 2020 год, когда введение новых правил Международной морской организации (ММО) о снижении содержания серы в топливе, вероятно, придаст единичный толчок спросу на нефть.

Рис. 2. Изменение годового спроса на нефть за период 2018-2023 гг. (млн. баррелей в день)

В целом, показатели будущего спроса в развивающихся странах являются результатом уравновешивания последствий от растущего ВВП и роста населения, а также расширения поддержки средним классом повышения роста спроса на нефть. Отчасти он компенсируется повышением цен на нефть (в сравнении с последними годами) и повышением эффективности, обусловленной как технологическими разработками, так и введением отдельных мер на государственном уровне. Похожие аргументы применимы и к прогнозу на спрос в Евразии.

В отличие от этих стран спрос на нефть в странах ОЭСР переключился с положительного показателя, который прогнозировался до 2020 года на протяжении нескольких предыдущих лет, на отрицательный. Кроме уже описанных причин, повышение энергоэффективности и замещения горючего топлива, особенно в жилом секторе, промышленности и электроэнергетике, сможет скомпенсировать потенциальный рост спроса на нефть, привязанный к экономическому росту определенного региона.

Как уже отмечалось, вступление в силу в январе 2020 года новых правил ММО по ограничению содержания серы во всем бункерном топливе до 0.5 % не только создаст проблему для нефтеперерабатывающей промышленности, но также, вероятно, окажет отрицательное воздействие на совокупный уровень спроса. В особенности это касается момента введения правил в силу и последующего периода. В Базовом сценарии ОПЕК прогнозируется, что рост спроса на нефть замедлится с 1.6 млн. баррелей в день в 2018 году до 1.4 млн. баррелей в день в 2019 году. Однако, вместо продолжения замедления роста в 2020 году показатель роста спроса на нефть реабилитируется и достигнет 1.7 млн. баррелей в день, чему в результате введения правил ММО будут способствовать особые рыночные условия.

Несмотря на это, этот обыкновенный рост в 2020 году будет по большей части скомпенсирован снижением роста во время оставшейся части среднесрочного периода. По оценкам, с 2021 по 2023 гг. показатель роста спроса на нефть будет меньше 1 млн. баррелей в день.

На рис. 3. проводится сравнение этого показателя роста и показателя, который окажется верным, если правила ММО не будут введены. В этом случае показатель роста спроса на нефть был бы менее резко выраженным. Он бы замедлился с 1.6 млн. баррелей в день в 2018 году до 0.8 млн. баррелей в день в 2023 году. Увеличение спроса на нефть в 2020 году в результате вступления в силу правил ММО – это прямое последствие двух связанных факторов.

Рис. 3. Влияние нововведений Международной морской организации на рост глобального спроса на нефть (млн. баррелей в день)

Во-первых, учитывая недостаток ясности в вопросе реализации этих правил, нефтеперерабатывающая промышленность не стремится делать вклады для расширения потенциала (особенно это касается вторичной десульфуризации и мощностей по переработке), необходимого для выполнения новых топливных стандартов.

Так, дополнительные нефтеперерабатывающие заводы будут нужны для повышения производства дизельного топлива с низким содержанием серы, которое будет использоваться в качестве компонента для снижения содержания серы в тяжелом нефтяном топливе. Однако, это также приведет к избытку нефтяного топлива с высоким содержанием серы по уцененной стоимости, которое будет задействовано в промышленности. В результате, большая часть дополнительного спроса будет сосредоточена в регионах с главными портами по заправке судов топливом (в странах ОПЕК, американских и европейских странах ОЭСР, а также в азиатских странах, за исключением стран Ближнего Востока, Китая и Индии).

Вторым фактором предстает объемная добавка в результате переработки нефти в дизельное топливо. В 2020 году, когда будет наибольшая нужда в добавочном спросе на дизельное топливо, итоговое увеличение объемной добавки в результате переработки нефти составит больше 0.1 млн. баррелей в день. Эффект роста объемной добавки закончится спустя какое-то время, поскольку увеличивающееся количество поглотителей серы и доступность нефтяного топлива с низким содержанием серы постепенно ликвидируют прирост спроса на дизельное топливо.

Общий обзор спроса цен на нефть до 2040. WOO-2040. Отчет ОПЕК 2018

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
В ЕС призвали к осторожности в снижении поставок сжиженного газа из России
ACER: ЕС необходимо снижать импорт сжиженного природного газа из России поэтапно
В МВФ заявили, что доходы РФ от экспорта нефти остаются высокими, несмотря на потолок цен
В докладе фонда ранее отмечалось, что российская нефть продается на мировом рынке в основном выше потолка цен, который попытался установить Запад