Высокие цены на нефть снижают прибыль авиакомпаний
Мировые авиаперевозчики бьют тревогу из-за роста мировых цен на нефть. Пассажирам стоит готовиться к удорожанию билетов, соответственно, количество перелетов уменьшится, а значит авиаперевозчики понесут убытки.
Согласно информации Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) сильное повышение цен на нефть, связанное с продолжающимися на Ближнем Востоке волнениями, привело к значительному снижению прогнозируемых прибылей авиакомпаний за 2011 г. По сравнению с 2010 г прибыль авиаперевозчиков снизится на 46%.
Мировые авиаперевозчики должны заработать в 2011 г $8,6 млрд при том, что по итогам прошлого года их чистая прибыль составила $16 млрд. Ранее в декабре прогнозировались $9,1 млрд прибыли в 2011 г.
«Политические волнения на Ближнем Востоке привели к тому, что цена на нефть поднялась выше отметки $100 за баррель. Это значительно выше по сравнению с уровнем в $84 за баррель, который прогнозировался в декабре. В то же время на данный момент прогнозируется рост мировой экономики на 3,1% в этом году, что на 0,5% выше по сравнению с прогнозами трехмесячной давности. Но более высокий уровень доходов лишь частично покроет увеличение затрат. Прибыль будет наполовину меньше по сравнению с прошлым годом, а маржа прибыли составит 1,4%», — сказал генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни.
Средняя стоимость нефти марки Brent в этом году, по оценкам IATA, составит $96 за баррель — именно на этой цене основывается новый прогноз организации. С учетом хеджирования авиакомпаниями рисков увеличения цен на топливо расходы отрасли на топливо повысятся на $10 млрд по сравнению с предыдущим прогнозом и составят $166 млрд, прогнозируют в IATA.
Прогноз роста спроса на пассажирские авиаперевозки повышен IATA с 5,2 до 5,6%, на грузоперевозки — с 5,5 до 6,1%.
Согласно IATA, еще один негативный фактор для авиакомпаний — это растущая среди властей тенденция облагать авиацию новыми налогами или повышать существующие. «Этот бизнес очень чувствителен к ценам. Авиация способна стимулировать рост экономики. Однако эту способность угнетают повышением налогов в то время, когда мы боремся с повышением цен на топливо, пытаясь минимизировать издержки», — заявил Джованни Бисинани.
Лучше всего в этом году, как ожидается, дела будут обстоять у авиаперевозчиков Азиатско-Тихоокеанского региона на фоне мощного экономического роста: их прибыль составит $3,7 млрд ($7,6 млрд в 2010 г). Чуть меньший доход ожидается в Северной Америке — $3,2 млрд ($4,7 млрд). За ними следуют Южная Америка — $300 млн ($1 млрд), Ближний Восток — $700 млн ($1,1 млрд) и Африка — $100 млн.
Сократятся доходы в этом году и у европейских авиаперевозчиков. Как ожидается, они составят $500 млн ($1,4 млрд). Сложности компаний Европы связаны с низкими темпами экономического роста, последствиями долгового кризиса, высокими налогами, ослабляющими европейский рынок.