Нефть и газ по Севморпути смогут везти только российские суда

Только суда российской постройки смогут перевозить уголь и углеводороды по Севморпути, а также заниматься каботажем, ледокольной и лоцманской проводкой. Такой проект постановления правительства подготовил Минпромторг в развитие одобренных в конце мая поправок к Кодексу торгового мореплавания. Впрочем, у правительства сохранились широкие возможности по предоставлению исключений. Эксперты называют список устрашающим и полагают, что крупный бизнес вновь добьется изъятий для своих проектов.

Минпромторг подготовил проект постановления с перечнем видов деятельности, которые могут осуществляться только судами российской постройки (в соответствии с 719-м постановлением правительства). В перечне морские перевозки нефти, газа (в том числе и сжиженного), газового конденсата и угля, добытых в РФ (в том числе на континентальном шельфе) и погруженных на суда в акватории Севморпути, до первого пункта выгрузки или перегрузки. Под ограничения попадет хранение угля и углеводородов на судне в акватории Севморпути. Также в списке: каботаж, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах или территориальном море, санитарный, карантинный и другие виды контроля, а также ледокольная и лоцманская проводки. Цель нововведений — развитие импортозамещения в судостроении и обеспечение заказами российских верфей.

Сам механизм был создан в ходе изменений Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которые президент подписал 26 мая. Он стал развитием принятых в конце 2017 года поправок к КТМ, по которым каботаж и перевозки нефти, газа и угля на Севморпути должны обязательно осуществляться судами под флагом РФ. Против обязательств строить суда в РФ ранее активно выступал НОВАТЭК — основной грузоотправитель на Севморпути. Компания смогла получить исключения по использованию судов под иностранным флагом, а также сможет построить шесть газовозов для своих СПГ-проектов за рубежом. При этом НОВАТЭК уже заказал 15 газовозов на дальневосточной «Звезде».

Согласно поправкам к КТМ, требования по использованию судов российской постройки (то есть соответствующих параметрам 719-го постановления по локализации) не распространяются на уже сданные или заказанные суда.

Кроме того, правительство может разрешить использовать иностранные суда, если в РФ отсутствуют условия или возможность осуществления технологических операций для их строительства. Также правительство может разрешить работать судам, не отвечающим критериям 719-го постановления, если их строительство «невозможно обеспечить».

В Минпромторге и Минтрансе тему не комментируют. За ограничения выступала Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Но, выступая на круглом столе по импортозамещению в Госдуме, глава ОСК Алексей Рахманов отмечал, что в поправках к КТМ «такое количество исключений, что закон по форме остался, а по сути выхолощен до нуля».

В нефтяных и газовых компаниях на запрос “Ъ” не ответили. В «Волжском пароходстве» говорят, что создание ограничений на каботаж приведет к потере грузовой базы для судов, работающих под российским флагом, и негативно скажется на отрасли. Там считают, что для роста заказов на верфях РФ уже созданы стимулы в виде господдержки по «отлично зарекомендовавшему себя 305-ФЗ», а также высоких импортных пошлин на комплектующие.

Источники “Ъ” в судоходном сообществе уверены, что крупные заказчики смогут обосновать исключения.

Один из собеседников называет ограничения «правильными»: пока не будет жесткого подхода и значительного объема заказов, судостроение развиваться не будет. Но другой отмечает, что подготовленный перечень полностью скопирован с ограничений по флагу, а это «принципиально разные вещи» и перечень нужно менять с учетом реальных возможностей верфей.

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев, говоря об ограничениях по каботажу, отмечает, что развивающиеся судоходные компании, обеспечивающие перевозки в Сабетту, Дудинку, Енисейский залив, Певек, покупают суда на вторичном рынке, а флот отечественной постройки отсутствует. Он добавляет, что цена строительства судов в РФ гораздо выше, чем за рубежом. Список «устрашающий», добавляет эксперт, но опять «будут решения по исключению отдельных проектов». При этом он считает странным, что в перечень не попала перевозка горнорудной продукции, из-за чего ограничений избежали «Норникель», Polymetal (Майское месторождение), железорудный концентрат «Еврохима», Баимское месторождение.

kommersant.ru

 

Прогноз биржевых цен на 28 мая 2021

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Цена на нефть марки Brent выросла (Видео)
Мировые цены на нефть растут. Стоимость одного барреля марки Brent увеличилась больше чем на 4% и превысила отметку в 90 долларов. Об этом говорят данные торгов на лондонской бирже ICE.
Доля рынка ОПЕК в Индии упала до рекордно низкого уровня
Россия была крупнейшим поставщиком нефти в Индию второй финансовый год подряд, поскольку растущий импорт российской нефти привел к снижению доли поставок ОПЕК и Ближнего Востока в Индию до рекордно низкого уровня, сообщило агентство Reuters в пятницу со ссылкой на полученные данные отслеживания танкеров из отраслевых источников.