Мировой спрос на нефть, поставки и запасы нефти в 2023 году: прогноз МЭА
24 January 2023, 14:18

Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало на своем сайте статистический отчет о рынке нефти за декабрь 2022 года с прогнозом на 2023 год. Отчет МЭА признан одним из самых авторитетных в мире источников данных о запасах энергоресурсов и торговле ими. Как, по мнению агентства, изменится спрос на нефть в этом году, сократятся ли мировые запасы «черного золота» и как нефтяное эмбарго отразилось на экспорте нефти из России, читайте в материале РИАМО.

Мировой спрос на нефть в 2023 году вырастет

По мнению агентства, мировой спрос на нефть вырастет в 2023 году на 1,9 миллиона баррелей в сутки до рекордных 101,7 миллиона баррелей в сутки, при этом почти половину прогнозируемого роста спроса обеспечит снимающий ковидные ограничения Китай. В МЭА также ожидают, что больше всего вырастет спрос на авиатопливо – на 840 тысяч баррелей в сутки.

Повышение энергоэффективности и быстрорастущие продажи электромобилей сдержат глобальный рост спроса нефти в 2023 году почти на 900 тысяч баррелей в сутки. Подобные меры особенно важны на рынке нефти с ограниченным предложением, подчеркивают эксперты.

В четвертом квартале 2022 года спрос на нефть в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, в которую входят США, Канада, Евросоюз, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Мексика, Колумбия, Чили, Япония и Южная Корея) упал на 900 тысяч баррелей в сутки, поскольку слабая промышленная активность и погодные условия – относительно мягкая зима в Европе и метели, сократившие число туристических поездок в США и Канаду – снизили потребление, в то время как за пределами ОЭСР он был на 500 тысяч баррелей в сутки выше, сообщает агентство.

Запасы «черного золота» будут расти

МЭА ожидает, что вместе с медленным восстановлением спроса на нефть, ожидаемым в первом полугодии 2023 года, ее запасы вырастут до уровня третьего квартала 2022 года. В последнем квартале прошлого года предложение превысило спрос более чем на один миллион баррелей в сутки, несмотря на сокращение производственных показателей ОПЕК+ и перебои с поставками в США из-за зимних штормов, отмечают в агентстве.

Согласно статистике, в ноябре 2022 года мировые запасы нефти выросли на 79,1 миллиона баррелей в месяц, достигнув самого высокого уровня с октября 2021 года. Этот рост стал возможен благодаря нефтяным резервам вне стран ОЭСР (+43,9 миллиона баррелей) и нефти на океаническом шельфе (+38,1 миллиона баррелей). В ОЭСР вывод на рынок нефти из государственных резервов был компенсирован небольшим увеличением промышленных запасов, сообщают в МЭА. При 2 779 миллионах баррелей промышленные запасы ОЭСР были на 37,1 миллиона баррелей больше, чем год назад, но на 125,9 миллиона баррелей меньше их пятилетнего среднего значения.

По мнению агентства, большая часть излишков нефти оказалась на развивающихся рынках, включая Китай, а также на танкерах в море. В итоге цена на перевозимую морем нефть увеличилась, поскольку танкерам теперь приходится преодолевать значительно большие расстояния из-за перераспределения российских потоков, констатируют аналитики.

Рост поставок нефти замедлится, а перерабатывающие мощности увеличатся

По прогнозу МЭА, рост мировых поставок нефти в 2023 году замедлится до одного миллиона баррелей в сутки. Общий рост экспорта из стран, не входящих в ОПЕК+, на 1,9 миллиона баррелей в сутки будет сдерживаться падением поставок из ОПЕК+ на 870 тысяч баррелей в сутки из-за ожидаемого снижения добычи нефти в России, считают аналитики.

По данным агентства, мировая активность нефтеперерабатывающих заводов была в декабре 2022 года стабильной: несмотря на то, что объемы переработки нефти в США упали на 910 тысяч баррелей в сутки из-за погодных условий, увеличение объемов переработки в Европе и Азии компенсировало это падение. Агентство ожидает, что в 2023 году пропускная способность нефтеперерабатывающих заводов вырастет на 1,5 миллиона баррелей в сутки.

После 5 декабря экспорт российской нефти уменьшился, а дизельного топлива – вырос

Как сообщает МЭА, экспорт российской нефти в декабре 2022 года сократился на 200 тысяч баррелей в сутки до 7,8 миллионов баррелей в сутки из-за уменьшения поставок сырой нефти в ЕС после вступления в силу эмбарго 5 декабря, запретившего морские перевозки и установившего потолок цен на отечественное «черное золото». При этом после первоначального падения российский нефтяной экспорт частично восстановился к концу месяца, что подчеркивает высокую степень неопределенности в отношении дальнейших перспектив, обращают внимание аналитики.

Вместе с тем эксперты отмечают, что российский экспорт дизельного топлива вырос до 1,2 миллиона баррелей в сутки, из которых 720 тысяч баррелей в сутки поставляется в ЕС. При этом МЭА считает, что рекордные скидки на российский эталонный сорт Urals до 40 долларов за баррель по сравнению с Brent привели к снижению доходов России на три миллиарда долларов в годовом исчислении – до 12,6 миллиарда долларов, самого низкого уровня с февраля 2021 года. Агентство надеется, что после введения эмбарго на российские нефтепродукты 5 февраля свежие поставки дизельного топлива с новых заводов на Ближнем Востоке и из Китая принесут долгожданное облегчение.

В целом экономия на потреблении нефти и государственные запасы в ЕС доказали свою ценность во время энергетического кризиса, вызванного санкциями в отношении России из-за событий на Украине, делает вывод МЭА.

riamo.ru

Прогноз биржевых цен с 23 по 27 января 2023

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Мировой спрос на нефть, поставки и запасы нефти в 2023 году: прогноз МЭА
Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало на своем сайте статистический отчет о рынке нефти за декабрь 2022 года с прогнозом на 2023 год.
Японские компании резко поднимут стоимость страхования судов с СПГ в России
Nikkei: японские компании поднимут стоимость страхования судов с СПГ в России на 80%