Как Казахстан намерен развивать «зеленую» энергетику

В Казахстане снова обсуждается тема возобновляемых источников энергии. Планируется, что к 2030 году 10 процентов электроэнергии страны будет вырабатываться таким способом.

«Я твердый сторонник развития «зеленых» технологий», — сказал президент Касым-Жомарт Токаев официальным лицам.

«Я поддерживаю строительство электростанций с использованием возобновляемых источников энергии».

Выступая в декабре на Саммите по амбициозным задачам в связи с изменением климата, организованном ООН, Токаев объявил о стремлении Казахстана добиться нулевых выбросов углекислого газа к 2060 году. За все это Казахстану предстоит повоевать.

Страна является крупнейшим источником выбросов углекислого газа в Центральной Азии и, занимает 14-е место в мире (и 10-е место на душу населения). В настоящее время более 70 процентов электроэнергии вырабатывается за счет сжигания угля, около 15 процентов приходится на гидроэнергетику, а большая часть остального вырабатывается за счет газа и нефти.

Ветер, солнце и биогаз исчисляются крошечными процентами. Однако прогресс набирает обороты. Еще три года назад на долю возобновляемых источников энергии приходился всего 1 процент в структуре электроэнергетики Казахстана.

По состоянию на прошлый год эта сумма увеличилась втрое. За шесть лет страна увеличила свои мощности по возобновляемым источникам энергии в шесть раз, до 1650 мегаватт в 2020 году. В прошлом году было запущено 25 объектов инфраструктуры возобновляемых источников энергии, в основном ветряные и солнечные электростанции, что увеличило мощность на 600 мегаватт.

Цель на 2021 год — еще 23 проекта и дополнительно 400 мегаватт. Чиновники объясняют этот прогресс интересом частных инвесторов. В феврале Минэнерго сообщило, что в период с 2018 по 2020 год правительство провело 25 международных аукционов на реализацию проектов.

В результате, по словам министра энергетики Нурлана Ногаева, в казахстанском секторе зеленой энергетики работают не менее 10 компаний, в том числе крупные, как итальянская Eni и французская Total.

Однако не все так прекрасно. Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers или PwC, которое опубликовало исследование рынка возобновляемых источников энергии в Казахстане в конце прошлого года, 70 процентов финансирования проектов возобновляемой энергетики поступает от международных банков развития. Они выделили около 1 миллиарда долларов на финансирование этого сектора на протяжении семи лет.
Но почему вперед не идут крупные иностранные инвесторы?

Айнур Соспанова, председатель Ассоциации солнечной энергетики Казахстана, считает, что возможная прибыль слишком мала, чтобы вызвать реальный интерес.

«Да, в Казахстане много солнца и ветра, но мало возможностей заработать на этом», — сказала Соспанова.

«В Узбекистане, например, где население почти вдвое больше, чем у нас, рынок возобновляемой энергии шире. Таким образом, мы проигрываем нашему соседу в привлечении инвестиций ».

Другая проблема – волатильность иностранных валют. Как пояснила Соспанова, около 80 процентов оборудования, используемого для строительства ветряных турбин и солнечных электростанций, закупается за рубежом в иностранной валюте, а выручка идет в национальной.

С 2015 года курс тенге по отношению к доллару упал на 135 процентов. План правительства состоит в том, чтобы исправить это, индексируя цены на электроэнергию в соответствии с динамикой тенге и инфляцией.

Предпринимаются определенные усилия, чтобы вызвать энтузиазм среди местных инвесторов, хотя масштабы не впечатляют.

Однако инвестиции необходимы не только в солнечную и ветряную энергию. По мере вывода из эксплуатации генераторов, загрязняющих окружающую среду, замену придется производить не только в виде возобновляемых источников энергии, поскольку солнце светит не круглосуточно, а ветер не всегда дует куда надо.

Необходимо будет создать резервную инфраструктуру, работающую на топливе, более чистом, чем уголь, но это тоже дорогостоящий бизнес. «Без резервной системы дальнейшее развитие [возобновляемых источников энергии] невозможно, и крупные инвесторы не будут вкладывать средства в эти проекты», — сообщила Соспанова. Кстати, семьи, устанавливающие, например, солнечные батареи, имеют право на 50-процентную скидку на их стоимость.

Как это часто бывает, распространение автономной выработки электроэнергии в отдаленных сельских районах не отражено в официальных данных.

Многие фермеры на горных пастбищах уже давно используют солнечные и ветряные турбины для решения проблемы отсутствия электричества.

Польша создает флот, чтобы доставлять СПГ из США после отказа от «Газпрома»

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Турция будет получать из Омана по 1 млн т СПГ ежегодно
Oman LNG поставит в Турцию более 10 млн т СПГ в следующие 10 лет
Более сернистая и тяжелая нефть набирает популярность на фоне изменения спроса
Нефть с более высоким содержанием серы и более высокой плотностью пользуется популярностью на спотовом рынке Азии. Эта непривычная ситуация сложилась из-за изменения мировых поставок сырой нефти и роста выгоды от переработки нефти.