Иран сбегает от американских санкций на малых танкерах
-
Иран все чаще использует меньшие и более маневренные танкеры для транспортировки нефти в Китай. Это вынужденная мера, поскольку растущее давление американских санкций затрудняет нелегальную торговлю
Суда класса Aframax и Suezmax активизировались на этом маршруте, показывают данные отслеживания судов. Восемь таких танкеров получили иранскую нефть с супертанкеров через перевалку с судна на судно в феврале; согласно данным Kpler, большинство из них направлялись в Китай. Для сравнения, в декабре и январе таких танкеров было по два.
История перевалки иранской нефти. Источник: Bloomberg
Использование меньших судов в ирано-китайской торговле, где обычно доминируют очень крупные нефтяные танкеры, известные также как супертанкеры, привлекло внимание судоходных компаний. Этот сдвиг, вероятно, связан с их способностью разгружать нефть на более мелководных китайских причалах — таких как Дунъин — которые все чаще используются для приема иранских и российских поставок. Более крупные терминалы, которые также обрабатывают контейнеры и насыпные грузы, опасаются вторичных санкций.
Иранская нефть проходит перевалку с судна на судно у побережья Малайзии перед отправкой в Китай.
Администрация Байдена ужесточила санкции, а президент Дональд Трамп пообещал использовать «максимальное давление» против Тегерана. В результате за последние месяцы в черный список попали десятки судов, что сильнее ударило по более часто используемым VLCC, чем по другим классам судов. Более жесткие ограничения на использование супертанкеров и осторожность некоторых китайских портов в отношении обработки иранской нефти увеличили количество перевалок в море и использование судов Aframax и Suezmax.
Чтобы иранская нефть продолжала поступать в Китай, приходится перестраивать цепочки поставок. Раньше экспорт из таких портов, как остров Харг, ранее зависел от принадлежащих Ирану VLCC, которые плыли напрямую из Персидского залива в Китай. Однако из-за усилившегося контроля и новых ограничений нефть теперь чаще переваливают с судна на судно в районах у побережья Малайзии и Фуджейры. Это делается для того, чтобы скрыть происхождение грузов.
До февраля почти все операции STS (перевалки с судна на судно), выполняемые у побережья Малайзии, проводились между супертанкерами, показывают данные Kpler. VLCC имеют грузоподъемность около 2 млн баррелей нефти, в то время как суда Suezmax и Aframax могут перевозить около 1 млн и 700 000 баррелей соответственно. Многократные перевалки и использование меньших танкеров могут увеличить общие транспортные расходы.
В феврале подпавший под санкции супертанкер Lan Jing — ранее называвшийся Wen Yao — передал иранскую нефть в трех отдельных операциях STS танкерам класса Aframax: Reston, Brava Lake и Shun Tai у побережья Малайзии, согласно данным Kpler. Суда направлялись в порты Хуандао, Дунъин и Чжоушань соответственно. В том же месяце иранский VLCC Derya выгрузил нефть на Suezmax Aventus I и Aframax Viola. Поставки ушли в Дунцзякоу и Дунъин.
Прогноз биржевых цен на 5 марта 2025