Европа должна преодолеть порочный круг в поставках газа
31 May 2024, 16:41

Стратегия развития газотранспортных сетей нуждается в переосмыслении, чтобы избежать роста затрат

Европейский газовый рынок оказался гораздо более устойчивым к огромным политическим проблемам и проблемам безопасности, с которыми он столкнулся после начала конфликта на Украине в 2022 году, чем многие могли предположить. Всего два года назад отказ от привычки к российским газопроводам казался практически невозможным.

Но ЕС еще не избавился от этой проблемы: сохранение единого газового рынка Европы в будущем, скорее всего, обойдется гораздо дороже. Системе ЕС уже пришлось перестраиваться в связи с потерей крупнейшего источника поставок. А поскольку переход от газа к более экологичным альтернативам набирает обороты, сокращающийся круг оставшихся потребителей будет вынужден нести расходы на содержание сверхмощных газовых сетей.

Чтобы решить эти и другие проблемы, часть расходов на содержание сетей, возможно, придется нести по-другому. Европе необходимо найти способ избежать создания порочного круга, в котором тарифы на услуги системы постоянно растут, потому что все меньше пользователей могут их оплачивать.

Два года назад европейские компании и правительства действовали удивительно оперативно, построив достаточное количество плавучих терминалов для сжиженного природного газа, чтобы заменить утраченные российские поставки. В результате на континенте удалось избежать нормирования газа, а рыночные цены всего через 12 месяцев упали почти до докризисного уровня.

Однако самым спорным новым платежом, который был введен в 2022 году, стал так называемый «сбор за хранение» в Германии. Страна ввела этот новый сбор со всего газа, уходящего из ее энергосистемы, чтобы компенсировать многомиллиардные убытки, которые правительство понесло, покупая газ по рекордно высоким ценам два года назад, чтобы заполнить хранилища. В настоящее время налог в Германии составляет 1,86 евро/МВт-ч, а с начала июля он будет увеличен до 2,50 евро/МВт-ч. Однако в четверг правительство Германии объявило, что планирует отменить этот сбор с начала 2025 года.

Тем временем операторам газотранспортных сетей Европы, которые являются артериями трубопроводов по всему континенту, приходится пересматривать свои модели доходов для мира, в котором российский газ не будет проходить через систему. Так называемые операторы газотранспортных систем (TSO) в Чехии, Австрии и Словакии планируют повысить плату за транспортировку газа по своим системам, чтобы покрыть потери доходов от российского транзита.

Дополнительные транспортные расходы приведут к удорожанию транспортировки газа на юг и запад, в Центральную Европу. Грузоотправители уже делают все возможное, чтобы избежать транспортировки газа через Германию — основного маршрута, по которому СПГ поступает на восточные рынки, не имеющие выхода к морю. Если компаниям не удается избежать немецкого маршрута, то для привлечения импорта цена газа в конечном пункте назначения должна значительно превышать цену в Германии.

В результате возможности трансграничной торговли иссякают, а гибкие активы, такие как хранилища, используются недостаточно, и развивающимся рынкам, таким как Украина, становится сложнее интегрироваться в европейскую сеть. Например, этим летом у трейдеров не осталось стимула хранить газ на Украине, как это было раньше, поскольку спрэды между летними и зимними ценами слишком узки, чтобы покрыть даже половину стоимости транспортировки газа из Австрии в Украину и обратно.

Есть несколько вариантов. Возможно, следует оказать большую поддержку ОТС в бывших российских транзитных странах.

ЕС может рассмотреть возможность создания «плохой TSO», принадлежащей ЕС, наподобие «плохого банка», который мог бы владеть (и платить за) мощности, которые больше не нужны рынку, но еще не полностью выведены из эксплуатации. Частью решения также может стать субсидируемое сокращение сети в тех местах, где раньше транспортировалось много российского газа. С другой стороны, возможно, следует освободить от тарифов компании, использующие новые или перепрофилированные трубопроводы между терминалами СПГ и странами, не имеющими выхода к морю.

Сетевые тарифы — полезный способ распределения затрат по отрасли. Использование системы обычно является хорошим показателем доли рынка и, следовательно, того, какую часть расходов по поддержанию рынка должна оплачивать та или иная компания. Однако некоторые затраты лучше возмещать другими способами, чтобы сетевые тарифы не препятствовали поведению, которое хочет поощрить ЕС — например, отгрузке большего количества СПГ внутри страны с побережья. По мере того как Европа будет наращивать свои мощности по импорту СПГ, поддержание ограниченной разницы в рыночных ценах между побережьем и внутренними районами страны потребует дешевых трубопроводных мощностей.

Короче говоря, поддержание единого европейского газового рынка, который никогда не был бесплатным, теперь будет стоить дороже. Европе необходимо переосмыслить, как нести эти дополнительные расходы, иначе фрагментация торговых рынков может стать неизбежной.

profinance.ru

Прогноз биржевых цен на 31 мая 2024

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Европа должна преодолеть порочный круг в поставках газа
Стратегия развития газотранспортных сетей нуждается в переосмыслении, чтобы избежать роста затрат
Жара в Азии ведет к рекордному спросу на СПГ в регионе
Спрос на СПГ подскочил до максимума за 6 месяцев