En+ разработала амбициозную стратегию производства водорода на экспорт

Как выяснил “Ъ”, компания En+ хочет выпускать по 18 тыс. тонн водорода на своих ГЭС в Сибири и Карелии. Холдинг также обдумывает строительство Мотыгинской ГЭС на 1 ГВт в Сибири за $1,3 млрд для выпуска 116 тыс. тонн водорода. Стоимость водорода оценивается в $2–3 за 1 кг, что вдвое ниже оценок зарубежных проектов. Для перевозки водорода En+ намерена производить алюминиевые контейнеры и просит государство создать рынок сбыта, заставив госкорпорации и нефтегазовые компании закупать их.

En+ рассматривает возможность производства более 133 тыс. тонн водорода в год методом электролиза на ГЭС, следует из презентации компании (есть у “Ъ”). Около 18 тыс. тонн водорода в год компания хочет выпускать на свободных мощностях своих станций — Иркутской, Братской, Усть-Илимской в Иркутской области, а также Индской в Карелии — суммарной мощностью 9 ГВт. Для производства водорода доступно 228 МВт. Стоимость водорода — $2,2–3 за 1 кг. Водород в сжиженном виде или в виде аммиака предполагается экспортировать в Южную Корею, Японию и Финляндию. По расчетам En+, стоимость аммиака составит $4,1–4,5, сжиженного водорода — $4,3–5,2 за 1 кг с учетом доставки.

18 тысяч тонн
может составить годовое производство водорода En+ на существующих свободных мощностях ГЭС холдинга

En+ также думает над строительством Мотыгинской ГЭС мощностью 1 ГВт на реке Ангара исключительно под производство водорода. Предварительный CAPEX проекта — $1,3 млрд, срок строительства — девять лет. Цена электроэнергии — $42,4 за 1 МВт•ч. Объем производства водорода оценивается в 115,6 тыс. тонн в год. Ориентировочная цена водорода — $2,9 за 1 кг, аммиака — $4,9, сжиженного водорода — $4,4, включая доставку ($0,6).

«Проекты находятся на стадиях предТЭО и ТЭО, объемы потенциального производства водорода очень предварительные»,— заявили “Ъ” в En+. Компания ведет переговоры с потенциальными партнерами, в том числе за рубежом. Вопросы финансирования будут рассматриваться по каждому проекту отдельно, говорят в холдинге.

En+ также разработала концепцию инфраструктуры водородного транспорта в Красноярске. На Красноярской ГЭС предполагается выпуск водорода для производства топлива для автобусов. Стоимость оборудования оценивается в €2 млн, импортных автобусов — в €1 млн за штуку. Финансирование этого проекта предполагается из средств компании, говорят в En+.

Наиболее проработанный проект En+ — производство алюминиевых танк-контейнеров для перевозки аммиака и сжиженного водорода автомобильным и железнодорожным транспортом, а также по морю (En+ — крупнейший акционер «Русала»).

Полезный объем — 43,5 кубометра. ПредТЭО выполнено, проводится НИОКР. По оценкам En+, спрос на контейнеры до 2035 года составит минимум 13,4 тыс. штук, а максимум — 47 тыс. Запуск опытного производства намечен на 2024 год, сообщили “Ъ” в En+.

Пока финансирование проекта по выпуску контейнеров-цистерн идет из средств компании, но холдинг «готов рассматривать иные формы, в том числе привлечение партнеров, использование господдержки», заявили “Ъ” в En+. В качестве господдержки компания предлагает привлечь якорных покупателей контейнеров, например «Росатом», «Роснано», НОВАТЭК, «Газпром», ОАО РЖД и «Трансмашхолдинг», говорится в презентации En+.

Аналитики скептически относятся к планам En+. В частности, оценка стоимости Мотыгинской ГЭС на уровне $1,3 млрд выглядит «сверхамбициозной» — «РусГидро», которое разрабатывало проект ГЭС в 2011 году, оценивало его тогда примерно в $3 млрд, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Если En+ уложится в $1,3 млрд, то водород по цене $2,9 за 1 кг будет одним из самых конкурентоспособных в мире (мировые цены варьируются от $4 до $6). Однако при существенном увеличении CAPEX доходность проекта «может уйти в глубокий минус», считает аналитик.

Представленные оценки стоимости водорода с учетом доставки выглядят адекватными, но все же в перспективе 2035 года стоимость нужно будет снижать хотя бы вдвое, в основном за счет удешевления электролизеров, считает Игорь Чаусов из инфраструктурного центра «Энерджинет».

А с объемами 133 тыс. тонн водорода в год не получится занять серьезную долю мирового рынка: на стадии быстрого роста в 2035–2040 годах речь пойдет о десятках миллионов тонн. Проект по производству контейнеров «вызывает существенные сомнения», отмечает Игорь Чаусов, поскольку рассматриваемые сейчас водородные проекты в основном нацелены на отгрузку водорода на морские танкеры, а не контейнеры.

kommersant.ru

 

Прогноз биржевых цен с 2 по 6 августа 2021

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Африка становится центром глобальной разведки нефти и газа
Перекос в деятельности подчеркивается тем, что геологоразведочные компании разграничивают активы в своих портфелях как «основные» области деятельности, при этом большая часть расходов на управляемую геологоразведку направляется на изучение этих областей.
ЕЦБ сохранил ключевые ставки на прежнем уровне
Совет управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) решил оставить без изменений три ключевые процентные ставки