Эксперт рассказал о трудностях при перенаправлении экспорта нефти в Азию

Россия неизбежно столкнется с рядом сложностей при перенаправлении экспорта нефти и нефтепродуктов с рынка Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), поделился мнением с РИА Новости президент Института энергетики и финансов (ИЭФ), главный директор по экономическому направлению Марсель Салихов.

«При изменении потоков поставок возникнут неизбежные сложности из-за ограниченной пропускной способности ВСТО (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» — ред.) и существенного удорожания фрахта при транспортировке из портов в европейской части России. Перенаправление поставок российской нефти из Европы в АТР приведет к удвоению среднего времени доставки, что увеличит потребность в танкерах», — рассказал Салихов.

«Перенаправление экспортных поставок российских нефтепродуктов на азиатские рынки решить намного труднее, поскольку большинство российских НПЗ расположены в европейской части России, и ключевые нефтепродуктопроводы нацелены на европейский рынок», — добавил он.

Страны Запада в ответ на спецоперацию России на Украине ввели ряд антироссийских санкций, среди которых отказ Евросоюза с августа 2022 года от импорта российского угля. Импорт нефти и газа из РФ пока ограничения ЕС не затрагивают, однако периодически европейские политики выступают с подобными призывами. Эмбарго на поставки российских энергоносителей уже ввели США.

Россия при этом говорит, что сможет перенаправить свои поставки на альтернативные рынки, например, в Азию.

СКОЛЬКО И КУДА?

По оценке Салихова, в январе-феврале экспорт сырой нефти из России составил около 5 миллионов баррелей в сутки, из них около 2,5 миллиона приходилось на Европу. При этом 0,7-0,8 миллиона баррелей в сутки нефти идет по магистральной трубопроводной системе «Дружба», поставки по которой физически нельзя перенаправить в другие регионы, отмечает эксперт.

«Таким образом, около половины экспорта сырой нефти из России приходится на Европу. В европейском импорте сырой нефти доля России составляет около 25%. С учетом нефтепродуктов, доля России в европейском импорте нефти и нефтепродуктов составляет около 30%», — говорит он.

При этом основным потребителем, которому РФ теоретически может перенаправить объемы жидких углеводородов с рынков Европы и США, является Китай. «С точки зрения качественных характеристик, российская нефть хорошо подходит для НПЗ Китая и теоретически способна вытеснить до 3 миллионов баррелей в сутки среднесернистой нефти аналогичного качества, импортируемой Китаем из других стран», — отмечает эксперт.

Другой альтернативой, говорит Салихов, выступает Индия, которая в марте уже увеличивала покупки российской нефти с дисконтом и на условиях поставки CIF, в соответствии с которыми продавец оплачивает доставку товара в порт, страхование, погрузку и фрахт судна. Также предполагается проведение взаиморасчетов двух стран в национальных валютах.

ПРОБЛЕМА ЛОГИСТИКИ

По мнению Салихова, однако, решать логистические проблемы с помощью строительства новых нефтепроводов в случае переориентации экспорта с Запада на Восток вряд ли целесообразно, так как это займет много времени.

«В настоящее время более целесообразно расширение собственного танкерного флота и расширение мощностей портов. В будущем возможно более активное использование Северного морского пути для поставки нефти азиатским покупателям», — считает он.

Недостаточное количество танкеров является проблемой для переконфигурации экспорта. «Российский флот способен самостоятельно обеспечивать только 33% морских перевозок российской нефти и нефтепродуктов. Российские танкеры в большей степени подходят для перевозок сырой нефти, а для нефтепродуктов собственный флот может обеспечить перевозку только 17% от общего объема их экспорта», — заключает Салихов.

1prime.ru

Прогноз биржевых цен на 13 апреля 2022

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
МВФ прогнозирует, что цена барреля нефти в 2024 году составит $78,61
В фонде поясняют, что имеется в виду простое среднее арифметическое цен на нефть сортов Brent, Dubai и WTI
Танкеры "Совкомфлота" ходят в Красном море
Гендиректор компании Игорь Тонковидов отметил, что предпринимаются необходимые меры безопасности