Амбиции против реальности: достижение нулевого уровня выбросов в ЕС недостижимо к 2030 году

Согласно исследованию агентства Rystad Energy, Европейский союз не достигнет в срок своих амбициозных целей по переходу к возобновляемым источникам энергии, развитию чистых технологий и инвестициям во внутренние цепочки поставок.

В 2023 году капитальные вложения (CAPEX) блока в чистые технологии, включая возобновляемые источники энергии, технологии улавливания, хранения и использования углерода (CCUS), водород, аккумуляторы и ядерную энергетику составили 125 млрд долларов, что значительно меньше 390 млрд долларов, которые инвестировал Китай в те же сектора. В настоящее время США отстают от ЕС по ежегодным расходам на экологически чистые технологии, вложив в 2023 году 86 млрд долларов. Однако, закон «О снижении инфляции» призван стимулировать инвестиции, в то время как расходы ЕС в ближайшие годы останутся на прежнем уровне. В 2030 году США практически сравняются с Европой по общему объему расходов на чистую энергетику, а в последующие годы обгонят ее.

Ранее ЕС принял Закон о нулевом уровне выбросов (NZIA) в качестве стратегического плана, позволяющего достичь поставленной цели: к 2040 году сократить выбросы на 92% по сравнению с уровнем 1990 года и достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году.

В ответ на действия США, ЕС поставил перед собой амбициозные цели в рамках NZIA по поддержке зарождающихся отраслей промышленности, цепочек поставок на внутреннем рынке и позиционированию блока как привлекательного места для инвестиций за счет стимулирования поставщиков. Однако, инвестиционная среда чистых технологий в ЕС достаточна противоречива.

Выборы в ЕС уже не за горами, и их результаты, скорее всего, окажут огромное влияние на политический ландшафт блока. Многие прогнозируют сдвиг вправо после результатов на недавних национальных выборах, что может привести к периоду усиления евроскептицизма и снижению интереса к решению проблем изменения климата и энергетического перехода на континентальном уровне. Следующий год станет решающим для прогресса ЕС в области изменения климата, поскольку ожидается переоценка Определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ) и целей в области выбросов углерода, поэтому значительные политические потрясения могут иметь долгосрочные последствия.

«Ставки на предстоящих выборах в ЕС высоки, поскольку Евросоюз стремится сохранить конкурентоспособность на мировом рынке чистых технологий, поднимающаяся волна правых популистов может серьезно повысить риск дальнейшего отставания ЕС от США и Китая. Следующие несколько лет имеют решающее значение, и нерешительность или отсутствие сплоченности могут привести к тому, что блок будет отставать на десятилетия вперед. При нынешнем положении дел ЕС теряет позиции и вряд ли достигнет своих амбициозных целей», – заявил Ларс Ниттер Хавро, старший аналитик по энергетическим системам, Rystad Energy.

Капитальные затраты на низкоуглеродные технологии в мире Источник: Rystad Energy

В рамках задач ЕС по сокращению выбросов и обеспечению энергетической безопасности NZIA устанавливает амбициозные цели и положения, направленные на стимулирование производства и внедрения ключевых чистых технологий, включая аккумуляторы, CCUS и водородные электролизеры. Закон определяет производственные цели и нормативно-правовую базу для ускорения разработки и коммерческой реализации этих технологий, но только сектор аккумуляторов демонстрирует реальные перспективы.

Несмотря на благоприятные перспективы, как и в случае с производителями солнечных батарей, некоторые европейские компании по производству аккумуляторов предпочитают вести бизнес за океаном, подчеркивая необходимость создания конкурентоспособных условий для разработчиков. Например, компания FREYR Battery, первоначально базировавшаяся в Норвегии, перенесла свою штаб-квартиру в США и строит гигафабрику в Джорджии, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, предусмотренными законом о снижении инфляции. Аналогичным образом, Volkswagen после первоначальных крупных инвестиций в Northvolt теперь изучает возможности в Канаде, чтобы получить максимальные налоговые льготы. Эти факты свидетельствуют о тенденции к переносу производства с целью извлечения выгоды из благоприятной политической конъюнктуры. Кроме того, китайские производители усиливают свое присутствие в ЕС, и совсем недавно EVE Energy объявила о запуске завода по производству аккумуляторов для BMW в Венгрии.

Касательно CCUS, закон уделяет особое внимание повышению мощности закачки, что является важным шагом для постоянного удержания углекислого газа (CO2) и снижения уровня CO2 в атмосфере. Несмотря на то, что технологии улавливания на источниках выбросов достигли совершенства, развитие инфраструктуры закачки и хранения происходит не такими же быстрыми темпами. Росту мощностей, который необходим для полной реализации потенциала CCUS, препятствовало медленное строительство хранилищ. Согласно последним данным, к 2030 году прогнозируемая мощность по закачке CO2 будет ниже целевого показателя NZIA примерно на 63%, что отражает увеличивающийся разрыв между амбициозными целями по декарбонизации и текущими темпами развития инфраструктуры.

Аналогичным образом, несмотря на значительные инвестиции и политическую поддержку, включая аукцион Европейского водородного банка, водородные электролизеры не отвечают амбициозным целям, поставленным NZIA.

Результаты аукциона, на котором проекты с общей электролизной мощностью 1,5 ГВт получили финансовую поддержку, подчеркивают проблемы, связанные с расширением производства водорода для достижения цели ЕС в 100 ГВт к 2030 году.

В настоящее время установленная мощность электролизеров для производства водорода на 45% меньше целевого показателя, что свидетельствует о значительном отставании в достижении требуемых мощностей. Это можно объяснить целым рядом факторов, включая технологические проблемы, высокие первоначальные затраты и медленное развитие необходимой инфраструктуры для поддержки широкомасштабной водородной экономики.

Установленная мощность чистых технологий в ЕС в сравнении с целевыми показателями NZIA 2030 года Источник: Rystad Energy

В обновленной Директиве по возобновляемым источникам энергии (RED III), которая была принята в октябре 2023 года, ЕС также установил конкретные цели по наращиванию мощностей солнечной и ветровой энергетики. К 2030 году ЕС намерен генерировать 42,5% от общего объема потребляемой электроэнергии за счет возобновляемых источников, и достижение этой цели уже не за горами. Исходя из текущих и будущих проектов, ожидается, что ЕС будет располагать примерно 975 ГВт суммарной солнечной и ветровой мощности, что чуть меньше 1050 ГВт, необходимых для достижения поставленной цели.

Успех зависит от постоянной политической и финансовой поддержки технологий возобновляемых источников энергии, которые восприимчивы к политическим изменениям, а также от надежности и доступности соответствующих производственных мощностей. ЕС потерял большую часть своей производственной базы из-за конкуренции со стороны Китая и США, и теперь достаточно затруднительно создать устойчивую цепочку поставок в Европе. Ключевые игроки отрасли покидают ЕС и переезжают в регионы с более привлекательной структурой стимулов, такие как США, а ЕС просто не может конкурировать с ними. Миграция компаний не только подрывает производственный потенциал ЕС, но и увеличивает зависимость от неевропейских источников основных компонентов, что делает его зависимым от других стран в обеспечении своих целей.

Установленная мощность солнечной и ветровой энергетики в Европе Источник: Rystad Energy

Российская экономика поднялась на четвертое место в мире по паритету покупательной способности (Видео)

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Азербайджан может нарастить поставки газа в Сербию (Видео)
Поставки азербайджанского газа в Сербию могут быть увеличены, стороны в настоящее время ведут обсуждения по этому вопросу.
Бизнесу предложат проводить расчеты токенизированным золотом
Проблемы с трансграничными платежами простимулировали финансовые инновации