Усть-Луга прокачает нефтепродукты Gunvor

В начале года правительство РФ утвердило новую генеральную схему развития порта Усть-Луга, увеличив его плановый грузооборот до 120 млн т в год. Тем временем производители и транспортники торопятся получить места для своих терминалов. Одним из крупнейших может стать проект группы Gunvor по строительству своего терминала нефтепродуктов на 18 млн т, стоимость которого, по экспертным оценкам, может составлять 400 — 500 млн долл. А перспективы по строительству трубопровода к Усть-Луге позволяют ожидать и реализации в районе порта проектов по переработке нефти. О планах по развитию будущего крупнейшего в России порта рассказал корреспонденту РБК daily председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» ВАЛЕРИЙ ИЗРАЙЛИТ.

— Как меняется стратегия развития порта после утверждения новой концепции, предусматривающей увеличение мощностей порта до 120 млн т в год?

— Стратегия развития порта сохраняется, меняется масштаб проекта. Реализовав существующие сейчас планы, мы получим крупнейший порт России и один из крупнейших в Европе. Исторически в России порты были зажаты тисками городов: Петербург, Новороссийск, Мурманск — они все находятся в черте города. Усть-Луга же свободна от этих ограничений и имеет значительный потенциал с точки зрения развития логистических зон, производства. А кроме того, за счет комплексной сквозной железнодорожной и морской ставки (а морской фрахт будет значительно дешевле за счет возможности обрабатывать новые типы судов, в том числе глубоководные) порт Усть-Луга будет достаточно конкурентен по отношению и к российским портам, и к прибалтийским. Поэтому решение об увеличении грузооборота порта до 120 млн т — это не наша прихоть и не наша идея, а потребность рынка.

— За счет чего будет увеличен грузооборот порта?

— Во-первых, увеличиваются мощности уже действующих и строящихся терминалов — угольного, универсального, серного, наливных грузов, контейнерного, многопрофильного. Во-вторых, будут развиваться новые проекты. Так, на трех новых комплексах общим грузооборотом 5 — 7 млн т в год планируется осуществлять перевалку генгрузов. Проектно-изыскательские работы начнутся в этом году, а в следующем мы должны приступить к строительно-монтажным работам, чтобы к 2011 году обеспечить морскую, железнодорожную и инженерную инфраструктуру. В проекте будет участвовать одна из крупнейших российских металлургических компаний, с которой у нас подписан меморандум о сотрудничестве. Стоимость проекта можно оценить в 200 млн евро.
Планируется строительство второго терминала по перевалке минеральных удобрений на 3 млн т. Есть несколько заинтересованных российских производителей. Мы не подписали пока ни с кем соглашения, делаем предпроектные разработки сами, пытаясь оценить перспективы. Стоимость будет зависеть от технологий и вида удобрения.
В рамках Сочинского форума мы подписали соглашение с компанией НОВАТЭК о строительстве терминала по перегрузке стабильного газового конденсата на 6 млн т. Рядом с будущим терминалом компании НОВАТЭК мы будем развивать нефтехимический комплекс с одной из крупнейших компаний в мире в этой сфере. У нас подписано соглашение, идут проектные разработки. Там будет переваливаться целый ряд нефтехимических грузов. Инвестиции составят порядка 120 млн евро. Мощность — 1,5 млн т. В России сейчас нет ни одного подобного комплекса: такие продукты в основном переваливаются через Котку, Вентспилс и Силламяэ.
Помимо строящегося терминала наливных грузов, инвестором которого выступает компания «Зарубежнефть», перевалкой нефтепродуктов будет заниматься еще один терминал — Усть-Лужский бункеровочный комплекс. Инвестор проекта — компания, которая ассоциирована с трейдером Gunvor, входящим в число ведущих экспортеров нефти и нефтепродуктов из России. Инженерно и технологически проект будет связан с проектом компании «Зарубежнефть». Нефтепродукты будут доставляться по железной дороге — до 18 млн т в год.

— Насколько железнодорожная инфраструктура будет готова обслужить планируемые 120 млн т в год?

— В 2008 году РЖД инвестируют в развитие подходов к порту Усть-Луга более 13 млрд руб. Это более чем в два раза превышает инвестиции прошлого года — 5,9 млрд руб.

Планы компании по увеличению грузооборота порта согласованы с программой развития железнодорожных подходов. В этом году мы планируем перегрузить через порт 10 млн т грузов, а в следующем — подойти вплотную к цифре 20 млн т, в 2010 году — к 36 млн т. То есть практически у нас каждый год идет удвоение. В 2015 году, когда мы выйдем на 120 млн т, по железной дороге будут перевозиться 97 млн т грузов, а 23 млн т пойдут на остальные виды транспорта.

— Каковы перспективы строительства трубопровода в Устъ-Луге?

— Называя цифру 120 млн т в год, мы не говорим о трубопроводе. На случай, если решение о строительстве трубопровода в Усть-Луге будет принято, зарезервирована возможность для перегрузки дополнительных 50 млн т. В этом случае грузооборот порта может вырасти до 170 млн т в год. Безусловно, для развития производственной зоны наличие любой трубы — газовой или нефтяной — дает серьезный импульс к развитию сопутствующих производств.
Однако решения по строительству трубопровода в порт Усть-Луга пока нет, оно обсуждается в правительстве и находится, на мой взгляд, в плоскости политической, а не экономической.

— Как планируется привлекать средства для реализации собственных проектов компании? Готовы ли акционеры вкладывать необходимые средства?

— Во-первых, в этом году планируется выпуск дополнительной эмиссии объемом 2 млрд руб. с размещением акций по закрытой подписке. Размещая эмиссию, мы, с одной стороны, хотим привлечь дополнительные средства для реализации проектов, а с другой — улучшить структуру баланса, сделать компанию более привлекательной для кредитования.

Во-вторых, у нас есть партнер — люксембургская инвестиционная компания, которая как финансовый институциональный инвестор хочет получить прибыль за счет реализации наших проектов. Мы подписали с этой компанией ряд соглашений о финансировании и получили средства гораздо дешевле, чем в России. Первое соглашение на 20 млн евро уже реализуется, и мы планируем привлечь через наших партнеров еще до 100 млн евро прямого кредитного финансирования.
В-третьих, мы обратились в правительство Ленинградской области как к одному из наших главных акционеров с просьбой выдать правительственные гарантии на 1,4 млрд руб. для второго облигационного займа. Под эту гарантию предложены ликвидные залоги, разработана перспективная программа развития. С учетом того что два вице-губернатора являются у нас членами совета директоров, они понимают нашу стратегию и цели, мне очень хочется верить, что это обращение будет удовлетворено.
Далее, в трехлетней перспективе, возможно размещение дополнительной эмиссии акций — либо путем привлечения стратегического инвестора, либо через проведение IPO. Доля, которая будет предложена инвесторам, будет зависеть от решения акционеров. С учетом масштаба и стоимости компании через два года есть смысл выпускать на рынок порядка 20% акций. Это даст возможность поддерживать достаточно высокую ликвидность акций и разместиться среди целого ряда институциональных инвесторов. Реализация такого сценария повысит и прозрачность, и капитализацию компании.
Сейчас «Компания Усть-Луга» стоит 500 млн долл. Основной проект, на реализацию которого мы нацелены и который обеспечивает работу всего порта и генерирует достаточно большой денежный поток, — это портовая инфраструктура. Планируется дальнейшее развитие портового флота, услуг по бункеровке. Мы прогнозируем в течение трех лет ежегодный 50-процентный рост капитализации компании.
Кстати, пока в оценке стоимости нашей компании никак не учтены перспективы развития города и промышленно-производственной зоны. Между тем компания, которая строит город на 34 тыс. жителей, — это дочерняя компания «Компании Усть-Луга». В целом мы уверенно движемся в сторону высокодоходного эффективного холдинга.
ОАО «КОМПАНИЯ УСТЬ-ЛУГА» является заказчиком-застройщиком Морского торгового порта Усть-Луга, расположенного в Лужской губе Финского залива. Наряду со строительством порта компания занимается комплексным социально-экономическим развитием прилегающей к порту территории. Акционеры: ЗАО «Новые ресурсы» — 20,04%, Investport Holding Foundation — 14,72%, группа компаний «Абсолют» — 15,24%, ОАО «РЖД» — 8,52%, ЗАО «Национальный капитал» — 16,48% (принадлежит ООО «Трастфин-М», связанному с Транскредитбанком), 25% плюс одна акция принадлежит правительству Ленобласти.
Группа Gunvor со штаб-квартирой в Швейцарии не публикует данных о своей деятельности. Впервые о ней стало известно в связи с сообщениями о программах торговли иракской нефтью в начале 2000-х годов. На сегодняшний день это один из крупнейших трейдеров нефти, добываемой государственными нефтяными компаниями «Роснефть», «Газпром», «Зарубежнефть». Среди соучредителей компании называют Геннадия Тимченко. Основной экспорт нефти и нефтепродуктов Gunvor ведет в порту Приморск. Кроме того, порядка 2,5 млн т нефтепродуктов в 2007 году было перегружено в петербургском порту на якорных стоянках. Строительство собственного терминала в Усть-Луге может обойтись компании, по экспертным оценкам, в 400 — 500 млн долл.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
В ЕС призвали к осторожности в снижении поставок сжиженного газа из России
ACER: ЕС необходимо снижать импорт сжиженного природного газа из России поэтапно
В МВФ заявили, что доходы РФ от экспорта нефти остаются высокими, несмотря на потолок цен
В докладе фонда ранее отмечалось, что российская нефть продается на мировом рынке в основном выше потолка цен, который попытался установить Запад