«Транснефть» уронит Urals

Январский конфликт России с Белоруссией, приведший к кратковременному прекращению поставок нефти в Европу, заставил российские власти озаботиться снижением транзитных рисков. В связи с этим «Транснефть» предложила построить новую ветку БТС начальной мощностью 50 млн т и стоимостью около $2 млрд по маршруту Унеча — Великие Луки — Приморск. В дальнейшем общая мощность системы может быть увеличена до 150 млн т. Таким образом, экспортный поток будет направлен в обход Белоруссии. Проект соответствующего распоряжения Минпромэнерго уже направило в правительство. Президент «Транснефти» Семен Вайншток заявил на этой неделе, что проект может быть реализован в течение 18 месяцев с момента его одобрения правительством.

Аналитики Argus Media прогнозируют, что осуществление планов «Транснефти» может оказать негативное для российских экспортеров влияние на региональный рынок нефти. В частности, они отмечают, что увеличение экспорта нефти через Приморск уже привело к повышению дисконта Urals к Brent на северо-западе Европы с $1,58 на баррель в 2003 г. до $4,27 в 2006-м. И хотя страны Европы, возможно, станут закупать больше Urals и меньше нефти, поставляемой из Ирана и Ирака, местным НПЗ будет сложно переварить столь быстрый рост поставок российской нефти. «Если часть нефти, поставляемой по «Дружбе», уйдет в Приморск, это будет означать увеличение предложения на спотовом танкерном рынке», — объясняет аналитик Argus Александр Ершов. По его словам, нефть, которая идет по «Дружбе», поступает на НПЗ и не влияет на рынок спотовых партий, а перераспределение объемов с «Дружбы» на БТС, даже если общий объем поставок в Европу не изменится, может увеличить дисконт Urals.

В том, что дальнейшее развитие БТС снизит цену российской нефти, уверен и Валерий Нестеров из «Тройки Диалог». «Если восточноевропейские НПЗ, которые получают нефть по «Дружбе», ориентированы на Urals, то другие заводы Европы надо переоборудовать, чтобы они могли перерабатывать нефть с более высоким содержанием серы, — отмечает он. — Следовательно, чтобы северо- и западноевропейские заводы согласились на реконструкцию, им должен быть предложен дисконт».

Трейдер крупной нефтяной компании тоже считает, что увеличение предложения российской нефти на северо-западе Европы неизбежно приведет к увеличению ее спрэда к Brent. К тому же, добавляет он, увеличение поставок из Приморска до 150 млн т в год создаст проблемы с прохождением танкеров через датские проливы, как это уже давно происходит в Босфоре и Дарданеллах. По его мнению, государству лучше бы озаботиться выходом к глубоководным портам, например к Мурманску, откуда можно отправлять на глобальные рынки танкеры по 240 000 т и более, а не по 100 000-140 000 т, как сейчас.

«Логика этих рассуждений понятна, но они могут ничего не значить, ведь спрэд между легкой и тяжелой нефтью в 2003-2006 гг. вырос во всем мире, а не только в Европе», — говорит аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов. Так, нефть марки WTI (легкая, основная на рынке США) в 2003 г. стоила в среднем $31,06 за баррель, в 2006 г. — $66,09, а тяжелая нефть марки Maya соответственно $25,22 и $51,69 за баррель. То есть спрэд между ними за этот период вырос с $5,84 до $14,4 на баррель.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Доля рынка ОПЕК в Индии упала до рекордно низкого уровня
Россия была крупнейшим поставщиком нефти в Индию второй финансовый год подряд, поскольку растущий импорт российской нефти привел к снижению доли поставок ОПЕК и Ближнего Востока в Индию до рекордно низкого уровня, сообщило агентство Reuters в пятницу со ссылкой на полученные данные отслеживания танкеров из отраслевых источников.
В ЕС призвали к осторожности в снижении поставок сжиженного газа из России
ACER: ЕС необходимо снижать импорт сжиженного природного газа из России поэтапно