Рубль на коне: российская валюта укрепляется на нефти и усталости от кризиса

Курсы доллара и евро на Московской бирже обновили минимальные значения с лета 2015 года. Американская валюта по отношению к рублю упала на 40 копеек, а евро — сразу на 60 копеек. В свою очередь, стоимость барреля Brent на ICE колеблется вокруг отметки 56 долларов, что значительно превышает прописанную в российском бюджете 2017–2019 годов цену 40 долларов.

Что это: случайные биржевые флуктуации или устойчивый тренд, вызванный неотменяемыми объективными причинами? В ситуации разбирался обозреватель Федерального агентства новостей.

Нефть-матушка

Основным фактором укрепления рубля стал очередной рост нефтяных котировок, который происходит на фоне снижения объемов добычи нефти в странах ОПЕК. Это снижение, осуществляемое в рамках принятых долгосрочных квот на добычу «черного золота», впервые было подписано не только членами ОПЕК, но и Россией, которая взяла в конце прошлого года неофициальные обязательства по сокращению производства нефти и добросовестно их выполняет.

Страны ОПЕК 30 ноября 2016 года договорились о снижении своей добычи на 1,2 миллиона баррелей в день — до 32,5 миллиона баррелей. Не входящие в ОПЕК страны 10 декабря согласовали сокращение своей добычи суммарно на 558 тысяч баррелей в сутки, из которого Россия обеспечила более половины — 300 тысяч баррелей. Это соглашение было заключено на первое полугодие 2017 года с возможностью пролонгации.

Именно совместные действия стран ОПЕК и России помогли российскому рублю выйти на новый максимум за последние полтора года. В ходе пятничных торгов на Московской бирже курс доллара к рублю опустился до 58,525 руб., что на 42,5 коп. ниже уровня закрытия предыдущих торгов и, кроме того, является наименьшим показателем с 27 июля 2015 года (58,33 руб.). В результате, за два месяца действия соглашения об ограничении добычи нефти рубль отыграл практически полуторагодичное падение.

За недолгий период действия соглашения ОПЕК–Россия уже несколько раз предпринимались попытки его дезавуировать и разрушить. Так, в начале февраля 2017 года в западной прессе появились сообщения о том, что один из ключевых членов ОПЕК, Иран, якобы намеревается выйти из соглашения и поднять свою добычу от квоты 3,8 млн баррелей до 4 млн. баррелей в сутки, причем сделать это он намерен-де уже к 20 марта. Однако, как потом оказалось, в сообщении иранской Национальной нефтяной компании речь шла лишь об инвестиционных намерениях Ирана.

В то же время на недавней встрече министров нефти Ирана, Омана и Венесуэлы, проходившей в Тегеране, принимающая сторона в лице министра Биджана Зангане заявила, что она будет придерживаться практики квотирования и даже настаивать на дальнейшем сокращении квот.

«ОПЕК необходимо на вторые шесть месяцев 2017 года дополнительно сократить количество добываемой нефти. Этот вопрос нуждается в обсуждении и оценке», — заявил Зангане, отметив, что такой же позиции придерживаются Саудовская Аравия и другие ключевые страны ОПЕК.

Можно сказать, что нефтедобывающие страны добросовестно выполнили решения ноябрьского саммита картеля. Согласно аналитике компании JBC Energy, следование соглашению странами ОПЕК и не-ОПЕК по итогам января 2017 года составило 88%, что беспрецедентно для такого рода взаимоувязанных договоренностей.

Внутренние проблемы

Интересно, что укрепление рубля происходит на фоне весьма неоднозначных макроэкономических новостей в самой России. Так, по итогам 2016 года упал внешнеторговый оборот страны: он составил 471,2 млрд. долларов, сократившись в сравнении с аналогичным показателем 2015 года на 11,2%.

Такие изменения произошли за счет одновременного уменьшения уровня экспорта, который составил 287,6 млрд. долларов (минус 17%, в сравнении с 2015 годом), и импорта продукции в Россию. Последний сократился до 183,6 млрд. долларов (минус 0,4% в сравнении с объемами позапрошлого года). При этом, на фоне общего падения, в лучшую сторону изменилась структура российского экспорта, так как российские поставщики нарастили продажу за рубеж товаров из несырьевых категорий.

За прошлый год положительное сальдо торгового баланса составило чуть более 100 млрд долларов, существенно отстав от показателей 2015 года, когда годовая разница между экспортом и импортом равнялась 148,5 млрд. долларов. Текущих цифр России по-прежнему недостаточно для того, чтобы выйти на уровни 2015 года, а тем более — на уровни докризисных 2013–2014 годов.

Стабильное превышение экспорта над импортом необходимо именно с той точки зрения, что остальные факторы играют против России. В частности, наша страна практически всю свою новейшую историю выступает нетто-экспортером капитала, что в основном и обеспечивается превышением экспорта над импортом — и пока эта тенденция не будет ликвидирована экономическими и административными мерами, отток капитала надо постоянно учитывать в расчетах и ожиданиях курса рубля.

Психология ожиданий

В общей сложности, за 2016 году граждане России совершили нетто-покупок иностранной валюты на 15,9 млрд долларов, в то время как в 2014 году объем закупок валюты составлял более 46 млрд долларов. Стоит также отметить, что в 2015 году, после прихода первой волны валютной девальвации, общий чистый спрос на иностранную валюту вообще ужался и составил всего 5,5 млрд долларов в год — у людей просто не было сбережений для перевода в доллары и евро из подешевевших рублей.

О чем говорят эти цифры?

Данные 2016 года свидетельствует о том, что население приспособилось к низкому рублю. Ожидания новой девальвации национальной валюты уже не актуальны — российские граждане ждут стабильного рубля и даже, в оптимистическом случае, его укрепления. С другой стороны, пока еще скептические настроения в обществе превалируют — это отражается на прежней сберегательной политике населения, опирающейся на иностранные валюты в качестве главного средства сбережения.

То же касается и валютных позиций основных российских банков. При том, что большая часть банков сегодня ставит на укрепление рубля, нельзя забывать: рынок еще помнит штормовые колебания конца 2014–15 годов, когда валютные позиции банков менялись с 851,4 млрд. рублей в «шорте» по рублю на 609 млрд. рублей уже в «лонге» к маю 2015 года.

В целом, 2016 год прошел гораздо спокойнее в логике ожиданий, что и выразилось в постепенном возврате доверия к национальной валюте, несмотря на общую слабость экономических данных. Как говорится, «плохо, но стабильно» все-таки оказалось лучше, чем «неплохо, но трясет».

Краткие выводы

Нынешняя мировая экономическая ситуация далека от идеала. Восстановительный рост в США и в ЕС пока что не приобрел устойчивого характера, попытки Китая вернуть былые темпы экономического роста тоже пока что привели скорее к обратному результату. Определенный оптимизм для России создает лишь то, что сырьевые рынки и, в первую очередь, нефтегазовый, приходят в себя после кризиса 2014–15 годов, что благотворно сказывается на экспорте из Российской Федерации.

Кроме того, на укрепление рубля благотворно действует и психологические установки бизнеса и населения, которые устали от постоянного ожидания ухудшения обстановки и воспринимают даже длящуюся текущую слабость как залог определенной стабильности. Конечно, данная слабость вполне может перейти в следующий виток кризиса — но причины его, скорее всего, будут находиться за пределами России.

Федеральное агентство новостей

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 16 апреля 2024
Япония намерена сохранить долю в проектах по добыче газа и нефти в России из-за того, что считает это важным для своей энергетической безопасности.
Венгрия: геотермальная энергия – ключ к независимости от российского газа (Видео)
При Викторе Орбане Венгрия импортирует 65% нефти из России и 80% газа. Но в ряде муниципалитетов власти проводят реконструкцию системы отопления и постепенно переходят с ископаемого топлива на геотермальную энергию – доступный и возобновляемый ресурс.