Резкий маневр. За дорогим бензином на заправках выстроятся очереди

В России может резко подорожать топливо в рознице, об этом предупреждает Счетная палата. Рост цен ударит не только по карману водителей, но и по независимым АЗС

В России может резко подорожать бензин в рознице, об этом говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета 2019-2021 годов. Это станет следствием изменений в законодательстве, которые вступили в силу 4 сентября — так называемого налогового маневра нефтегазовой отрасли. Экспортные пошлины до 2024 года должны обнулиться, а выпадающие доходы бюджета России будут компенсированы постепенным ростом НДПИ и акцизов.

Специфика маневра такова, что маржинальность нефтеперерабатывающих заводов по базовому сценарию без принятия дополнительных мер станет отрицательной уже в следующем году. Чтобы этого не произошло, поправки предусматривают введение налогового вычета. Он формируется из расчета ставки акциза на сырую нефть, а также «демпфирующего» (сглаживающего) коэффициента. Данный механизм позволяет сохранить маржинальность НПЗ, не вгоняя заводы в убыток.

Нестабильная розница

Обычно при обсуждении налогового маневра в нефтегазовой отрасли ограничиваются его воздействием на нефтепереработку. Из обсуждения незаслуженно выпадает влияние изменений на топливную розницу, которая уже после майских событий находится в затруднительном положении.

Правительству удалось стабилизировать рост оптовых и розничных цен на топливо, снизив акцизы на автомобильный бензин и дизель на 3000 и 2000 рублей соответственно и рекомендовав увеличить объемы поставок нефтепродуктов на внутренний рынок через биржу. Это создает условия для более-менее приемлемого уровня маржинальности, но все равно не покрывает убытки розницы, понесенные в мае-июне. По нашим оценкам, убытки независимого сектора, работающего в розничном сегменте, только за май составили порядка 12 млрд рублей.

В настоящий момент средняя маржа по России на дизельное топливо составляет 1 рубль 68 копеек с литра (3,6%), на АИ-92 2 рубля 78 копеек с литра (6,7%), а на АИ-95 2 рубля 62 копейки с литра (5,9%). При этом в Иркутской и Амурской областях, а также в Камчатском и Приморском краях маржинальность принимает отрицательные значения.

Подобную ситуацию нельзя назвать благоприятной для развития или хотя бы стабильного существования топливной розницы. Однако в целом заметны некоторые улучшения относительно кризисных мая-июля 2018 года, когда практически во всех регионах России независимые АЗС терпели прямой убыток от реализации, а в случае повышения цен — испытывали отток до 40% клиентской базы.

Ценовые парадоксы

Закон предполагает, что субсидия производителям автомобильного бензина и дизельного топлива будет выплачиваться в виде налогового вычета, который рассчитывается как 60% в 2019 году (далее 50%) от разности нетбэка (величина экспортного паритета) и оптовой цены, сформировавшейся внутри страны. Необходимо вспомнить о так называемых условных ценах внутреннего рынка, предусмотренных федеральным законом. Расчетная оптовая цена на автомобильные бензины составляет 56 000 рублей/тонна, а на дизельное топливо — 50 000 рублей/тонна.

Данные цены чрезвычайно важны, потому как выплата субсидий НПЗ будет производиться на основании этих значений. Кроме того, обновленный Налоговый кодекс предусматривает ценовой коридор «индикатив +/-10%», который ограничивает рамки цен, позволяющих получать субсидирование, если оптовые цены на нефтепродукты выходят за границы коридора и демпферы перестают действовать.

При этом субсидия выплачивается только в том случае, если реальная оптовая цена находится в коридоре до — 10%. Если же цена превышает расчетную, то включается обратный механизм — компенсация бюджету в той же степени. Рамки действия демпфирующего механизма следующие: для автомобильного бензина — от 54 000 до 61 600 руб./тонна; для дизельного топлива — от 45 000 до 55 000 руб./тонна. Такой формат сглаживающего механизма подталкивает игроков к нахождению в нижних границах ценовых коридоров, что обеспечит им максимальный размер субсидии.

Крупные нефтяные компании лоббируют понижение расчетных цен, предусмотренных обновленным Налоговым кодексом, поскольку цены на 2019 год игроки рассматривают как завышенные. В частности, по АИ-92 предлагается расчетная цена размером 50 000 руб./тонна, что даст коридор 45 000-55 000 руб./тонна, а по дизельному топливу предлагается 45 000 руб./тонна, что обеспечит коридор 40 500-49 500 руб./тонна.

Такие ценовые коридоры представляются более соответствующими текущему уровню цен. Если предположить переход на предложенные нефтяными компаниями индикативные параметры, текущие розничные цены обеспечат более-менее приемлемые условия для розничного сегмента. Режим «заморозки» розничных цен никто отменять пока не планирует.

Косвенным доказательством сохранения режима выступает позиция премьер-министра Дмитрия Медведева, озвученная на совещании в правительстве 18 сентября 2018 года: «лимит цен (в этом году) уже выбран». Если розничным ценам и позволят расти, то лишь в пресловутом режиме «инфляция минус», который вряд ли предусматривает поправку на увеличение акцизов и рост НДС на два процентных пункта с 1 января 2019 года.

К заправкам выстроятся очереди

Министерство финансов выступает против изменения индикативных показателей в обновленном Налоговом кодексе, аргументируя это привычным тезисом о возможном неисполнении бюджета в 2018 году.

Если текущие расчетные параметры сохранят, нефтяные компании сделают все возможное, чтобы оказаться в нижних границах ценовых коридоров (50 400 руб./тонна — 56 000 руб./тонна по АИ-92 и 45 000 руб./тонна — 50 000 руб./тонна по ДТ), чтобы сохранить рентабельность нефтепереработки. Следовательно, оптовые цены снова вырастут относительно текущих.

Учитывая текущую маржинальность независимых АЗС, а также продление режима «заморозки» цен или переход к сценарию роста по принципу «инфляция минус», следует ожидать, что отрицательная маржа станет достоянием не 4 регионов, а вполне себе общероссийской реальностью.

В таких условиях независимый сектор продолжит свое сжатие, что вполне может привести к дефициту моторного топлива в розничном сегменте рынка. Более того, по нашим оценкам, исчезновение даже 30% независимых АЗС приведет к дефициту пропускных мощностей на оставшихся заправках в национальном масштабе. Если же банкротства и закрытие АЗС в розничном сегменте приобретут больший масштаб, мы можем ожидать одновременно многокилометровые очереди на АЗС по всей стране при ценах на бензин более 70-80 рублей за литр.

Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли проводится вовсе не в интересах отрасли, а только ради наполнения бюджета Российской Федерации. Современная экономика России — это экономика бюджета. С таким подходом, качественный рывок в развитии невозможен, больше всех от подобных действий правительства наряду с независимым сектором пострадает потребитель, который будет вынужден платить за бензин дороже и стоять в очередях дольше.

www.forbes.ru

 

Прогноз ценовых колебаний с 15 по 19 октября 2018

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Страховщики «Северного потока» отказываются возмещать ущерб (Видео)
Интересный поворот приобретает дело о компенсациях за подрыв газопроводов «Северный поток». Из опубликованной позиции стороны ответчика следует, что виновато во взрывах некое правительство.
МВФ спрогнозировал рост мировой экономики (Видео)
Международный валютный фонд улучшил свой прогноз роста мировой экономики на этот год. МВФ прогнозирует увеличение показателя до 3,2% к 2025 году.