17 November 2015, 13:20
Рельсы уступают трубам

17 November 2015, 13:20

Нефтяники хотят снизить цену аренды цистерн.

Железнодорожный оператор «Роснефти» «РН-Транс» намерен снизить предельную цену на аренду нефтеналивных цистерн не менее чем на 17% — до 753,5 руб. на вагон в сутки. Это близко к верхней границе текущих ставок на рынке, так как, по оценке его игроков, в целом в сегменте возник устойчивый профицит. Причины этого — конкуренция с трубопроводным и автомобильным транспортом и снижение выпуска темных нефтепродуктов, перевозимых по железной дороге. Большинство игроков отрасли не ждут улучшения ситуации и повышения ставок аренды на цистерны и в среднесрочной перспективе.

Сегодня «РН-Транс» завершит прием заявок на тендер на трехлетнюю аренду 5 тыс. нефтеналивных цистерн на 5,22 млрд руб. Предельная ставка аренды составляет 753,5 руб. на вагон в сутки без НДС, что заметно ниже, чем по истекающему договору (910 руб. на цистерну в сутки без НДС). Ценовые условия близки к верхнему порогу текущей арендной ставки, падавшей с начала 2013 года. С тех пор ставка на цистерны сократилась на 55%, говорит замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, пик падения пришелся на январь—июль 2014 года. С конца прошлого года ставка держится в пределах 550-750 руб. без НДС. В «Роснефти» ситуацию не комментировали.

Но в отличие от полувагонов, ставка по которым недавно поднялась из-за локального дефицита (по оценке ИПЕМ, ставки на полувагоны могут вырасти к концу 2016 года до 700 руб. в сутки — на 60-70% по сравнению с январем этого года), профицит цистерн выглядит системным. Как поясняет глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, среди причин — развитие трубопроводов с переключением на них нефти и светлых нефтепродуктов и повышение глубины переработки, что снижает выпуск темных нефтепродуктов, транспортируемых железной дорогой. Во-вторых, это «фактор Казахстана», добавляет эксперт, расширение мощностей Каспийского трубопроводного консорциума и отставание ввода месторождения Кашаган переориентировали экспортные грузопотоки на трубопроводы и привели к массовому выводу из аренды цистерн. «Тенгизшевройл» (разрабатывает месторождение Тенгиз) в начале года арендовала 11,5 тыс. цистерн, а сейчас — менее 3 тыс., причем 90% «лишних» цистерн из Казахстана уходит в Россию. В-третьих, нефтекомпании уходят от экономически неэффективных поставок нефтепродуктов с НПЗ по железной дороге с перевалкой на нефтебазах к автоналивным эстакадам и прямым отгрузкам автоцистернами с НПЗ на АЗС.

Но «РН-Транс» требует универсальные цистерны большого диаметра (3,2 м). Как поясняет совладелец «Нефтетранссервиса» Алексей Лихтенфельд, у них лучше эксплуатационные характеристики, но таких свободных вагонов почти нет. «Они будут в долгосрочной перспективе дефицитными, так как составляют примерно 20% всех цистерн, а новых практически не производится из-за неокупаемости инвестиций при текущих ставках аренды и стоимости финансирования»,— добавил он. По мнению господина Лихтенфельда, предлагаемая «РН-Трансом» предельная ставка «занижена как минимум на 150 руб.». В условиях профицита в сегменте ставка аренды не превышает 650 руб. в сутки, не согласен другой участник рынка, добавляя, что в среднесрочной перспективе профицит останется. Он объясняет, что тариф по нефтеналивным грузам формируется не за вагоноотправку, а за тонну, и грузовладелец не получает преимущества от более вместительных цистерн. По мнению Михаила Бурмистрова, под тендер подходит 40% цистерн для светлых нефтепродуктов и его условия оптимальны, чтобы фиксировать долгосрочную цену в рублях.

«Указанная ставка аренды выглядит рыночной, хотя у нее есть запас по отношению к ценам рынка на 100-150 руб.»,— говорит директор управления по работе с крупнейшими клиентами «Сбербанк Лизинга» Анастасия Халилова. Поскольку сейчас наблюдается тенденция к повышению ставок, добавляет она, предложение выглядит оправданным, но возникает вопрос о том, будет ли договором предусмотрена индексация или возможность ее пересмотра. Но «лизинговый вагон, как правило, по такой ставке себя не окупает», добавляет госпожа Халилова. В «ВЭБ Лизинге» и «ВТБ Лизинге» ситуацию не комментируют.

kommersant.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
В Польше раскрыли обман Украины при покупке российского газа
Независимый польский эксперт по энергетике Анджей Щесняк (Andrzej Szczęśniak) раскрыл обман Украины при покупке российского газа.
У крупного проекта «Газпрома» на Балтике меняется подрядчик
«Газпром» сменит EPC-подрядчика на одной из своих крупнейших строек — мегапроекте завода по переработке и сжижению газа на Балтике.