Рейтинг РБК: 50 самых быстрорастущих компаний России

Новый рейтинг быстрорастущих российских компаний учитывает финансовые результаты за 2011–2014 годы. Несмотря на санкции, обвал цен на нефть и девальвацию рубля, десятки фирм продолжают расти фантастическими темпами.

Методика составления списка за последний год не поменялась, временной период изменился совсем чуть-чуть (2010 год исчез, а 2014-й добавился), но состав участников обновился радикально. Достаточно сказать, что три лидера нынешнего рейтинга быстрорастущих компаний попали в него впервые (в прошлом году их не было даже в топ-30), а в целом новичками рейтинга являются 37 компаний из 50.

Первое место заняла компания «ТМХ-Сервис», которая едва ли хорошо знакома рядовым потребителям. Вот как выглядит, например, список оказываемых услуг на корпоративном сайте: «ТО-2, 3, 4, 5 а-г; ТР-1, 2, 3; СР; КР; Модернизация с продлением срока службы». Услуги эти оказываются, естественно, не людям, а локомотивам, а волапюк, которым они описаны, понятен только административным работникам «Российских железных дорог», единственного заказчика компании. У владельцев бизнеса Андрея Бокарева и Искандера Махмудова старые отношения с государственной корпорацией.

«ТМХ-Сервис» замечательна не только тем, что росла быстрее всех других компаний рейтинга (на 167% в год), а еще тем, что это одна из трех (!) компаний рейтинга, совладельцем которых является Андрей Бокарев. В последние годы он может считаться, без сомнений, одним из самых успешных бизнесменов страны. Поспорить с ним может разве что Сергей Ломакин: его компании «Бэст Прайс» и «Одежда 3000» (бренды Fix Price и Modis соответственно) входят в рейтинг второй раз подряд.

На втором месте — компания «Вайлдберриз» Татьяны и Владислава Бакальчуков: модный ретейлер удваивает выручку в среднестатистический год и довел ее уже до 23,4 млрд руб. На третьем — Setl Group, петербургский застройщик, в 15 раз увеличивший объем вводимого жилья с 2010 по 2014 год. На четвертом месте — «БТК Групп» Таймураза Баллоева, одна из двух компаний, которая не только вновь вошла в рейтинг, но и улучшила свои позиции (плюс 1).

По отраслям лидер роста — розница: 15 компаний рейтинга торгуют в миру или интернете. Шесть компаний занято продуктами питания (производство и трейдинг), пять — девелопментом и строительством жилья, четыре — инфраструктурным строительством, три — производством и дистрибуцией лекарств. На все специальности нефтегазового сектора — добычу, транспортировку, переработку и розницу — приходится семь компаний. Только один участник рейтинга занимается металлургией. Это все хорошие новости: растущая часть экономики гораздо больше ориентирована на потребителей и гораздо меньше — на ресурсы, чем «большая экономика» из рейтинга РБК 500.

Удивительно сравнивать рейтинг быстрорастущих компаний РБК с аналогичным, но куда более масштабным рейтингом американского издания Inc., охватившим 5 тыс. самых быстрорастущих частных компаний США. Большая выборка позволила изданию посчитать агрегированный рост по отраслям: на первом месте была энергетика (продолжение сланцевого бума), на втором и третьем — медиа и реклама. В российском топ-50 восемь энергетических компаний, и один только «Яндекс» отдувается за две другие самые динамичные отрасли развитой экономики (поисковик скатился с 12-го на 43-е место).

Расти с низкой базы проще, но размер не препятствие росту. Среди быстрорастущих компаний присутствуют «Магнит» (продажи — 763,5 млрд руб.) и несколько крупных компаний с выручкой за 100 млрд руб.: ретейлеры «Дикси Групп» и «Лента», группа «Рольф» и Антипинский НПЗ. Самые большие компании рейтинга занимают последние места по среднегодовому росту — 25–32%. Те, кто еще не вырос, должны были для попадания в рейтинг расти каждый год хотя бы на треть. Семь компаний имеют выручку от 50 млрд до 100 млрд руб., 12 компаний — от 25 млрд до 50 млрд руб.

Офисы почти половины компаний — участников рейтинга расположены в Москве или Московской области (22), еще девяти расквартированы в Санкт-Петербурге. Это большая концентрация, но существенно меньшая, чем в российской экономике в целом. Например, в рейтинге крупнейших компаний РБК в столице зарегистрировано 296 из 500.

Бежать, чтобы оставаться на месте

Рейтинг с прошлого года расширился с 30 до 50 компаний, и, если бы не это, только 30% прошлогодних чемпионов сохранили бы почетные грамоты в этом году. Условия отбора суровые: надо не просто удваивать миллиардный бизнес каждые три года (опыт показывает, что за меньшие заслуги в рейтинг не попасть), но и делать это равномерно.

В список не попадают компании, которые хотя бы однажды не дотянули до 20% роста (по этой причине, например, в список-2015 не вошла по любым меркам исключительно успешная Mail.Ru Group). Из 13 компаний, попавших в оба рейтинга (2014 и 2015 годов), 10 ухудшили свои позиции, две — улучшили, одна, «Юлмарт», осталась на месте. Рейтинг быстрорастущих компаний подчиняется принципу, сформулированному Черной Королевой из Зазеркалья: чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил.

Примечательна в этом смысле судьба прошлогодних лидеров. Только серебряный медалист, Иркутская нефтяная компания, смог остаться в рейтинге, хотя и сильно (минус 17) ухудшив свои позиции. Группа DNS, получившая в прошлом году бронзу, из рейтинга вылетела, потому что является крупным импортером: рублевая выручка в тяжелом 2014 году выросла только на 6% — это было бы отлично для бизнеса, который не претендует на попадание в рейтинг РБК. Но ярче всего было падение прошлогоднего чемпиона.

В 2010–2013 годах компания «Росинжиниринг» выросла больше чем в 12 раз, до 72 млрд руб. Главным драйвером роста были контракты на строительство олимпийских объектов «Газпрома». В ответ на вопрос РБК, как он достиг таких успехов, основатель и владелец фирмы Дмитрий Новиков ответил по-военному коротко: «Мы работали сутками и без выходных». Потом закончился год, и то ли сотрудники компании разошлись по отпускам, то ли олимпиад стало меньше, но выручка упала в 10 раз, и «Росинжиниринг» не попал не только в рейтинг быстрорастущих компаний, но даже в РБК 500. В каждый конкретный год в рейтинг могут попасть случайные люди и компании, но из года в год сохранять свои позиции могут немногие.

Компании рейтинга сортированы по итоговому баллу, который учитывает и скорость роста, и эффект базы (крупным расти труднее). Поскольку средняя выручка участников рейтинга выросла, вырос и итоговый балл: прошлогоднего чемпионского результата не хватило бы в этом году даже для 50-го места. В России много экономических проблем и не слишком высокая конкуренция, но в рейтинге быстрорастущих компаний РБК конкуренции более чем достаточно.

Методика рейтинга быстрорастущих компаний РБК

На первом этапе был сформирован лонг-лист компаний из базы СПАРК-Интерфакс и рейтинга РБК 500, отвечающий следующим критериям:

— ежегодный рост выручки не менее 20% с 2012 по 2014 год;

— выручка не менее 1 млрд руб. в 2011 году и не менее 3 млрд руб. в 2014-м;

— регистрация ранее 2011 года;

— компания должна быть частной или доля частных акционеров составляет не менее 50%;

— компания не должна находиться в стадии ликвидации или объединения с другими компаниями;

— понятный и прозрачный бизнес.

В рейтинге участвуют:

— головные компании операционных холдингов, готовящие консолидированную отчетность, где учтены показатели как материнской компании, так и ее дочерних структур. Если компания не публикует консолидированную отчетность или не предоставила данные из нее для участия в рейтинге, то в рейтинге представлена либо головная компания с неконсолидированными данными, либо крупнейшая операционная компания холдинга;

— компании, зарегистрированные в России и принадлежащие российским физическим и юридическим лицам (доля не менее 50%). Также в рейтинге представлены зарегистрированные в иностранных юрисдикциях «компании-оболочки», большая часть активов которых находится на территории России, а их владельцами являются российские физические и юридические лица. Примеры таких компаний — «Яндекс» (Yandex N.V.), группа «Рольф» (Sinoco Limited).

Из выборки исключены финансовые компании и государственные холдинги, а также их дочерние структуры.

При подготовке рейтинга приоритет отдается консолидированной отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО и US GAAP. Если компания не готовит отчетность в соответствии с международными стандартами, то использовалась отчетность, составленная по РСБУ.

На втором этапе был рассчитан коэффициент роста (итоговый балл) для компаний, подходящих под условия выборки. Необходимость коэффициента роста обусловлена различными масштабами бизнеса компаний: рост выручки с 1 млрд до 5 млрд руб. и с 20 млрд до 50 млрд должен иметь разный вес. Формула расчета коэффициента роста (итогового балла):

где «Выручка 2014» — выручка компании за 2014 год, млн руб., «Выручка 2011» — выручка компании за 2011 год, млн руб.

Затем мы ранжировали компании, подходящие под условия выборки, по коэффициенту роста (итоговому баллу) и сформировали топ-50 компаний с наибольшим показателем.

В таблице приведены данные в миллиардах рублей с точностью до десятых, среднегодовой прирост — в процентах с точностью до целых.

Подробнее rbc.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
В ЕС призвали к осторожности в снижении поставок сжиженного газа из России
ACER: ЕС необходимо снижать импорт сжиженного природного газа из России поэтапно
В МВФ заявили, что доходы РФ от экспорта нефти остаются высокими, несмотря на потолок цен
В докладе фонда ранее отмечалось, что российская нефть продается на мировом рынке в основном выше потолка цен, который попытался установить Запад