Нефтяники будут работать на дорожные фонды

Минфин решился предложить повысить в 2014-2015 гг. НДПИ для нефти — правительство остро нуждается в деньгах Поводом для атаки на нефтяников стали дорожные фонды — в них обнаружился дефицит: 108,7 млрд руб., подсчитал Минфин. Дефицит возник из-за налоговых стимулов для нефтепереработки. Чтобы нефтяники выпускали более экологичное топливо, акцизы для стандартов Евро-4 и Евро-5 было решено повышать медленнее, чем для Евро-2 и Евро-3. В 2012 г. выпуск Евро-5 вырос сверх прогнозов Минэнерго.
Сильнее всего дефицит ощутят регионы — на топливные акцизы приходится свыше 70% их дорожных фондов. Минфин предлагает добрать доходы, активнее повышая акцизы на более экологичное топливо. Но и это позволит закрыть дыру лишь частично, следует из расчетов Минфина. Поэтому министр Антон Силуанов предложил «модифицировать экспортную пошлину на нефтепродукты» и «посмотреть опережающее увеличение НДПИ для нефти».
Можно было бы уже в 2014 г. повысить вывозную пошлину для мазута с 66 до 72% от нефтяной, рассуждает федеральный чиновник.
Но рост ставки экспортной пошлины на мазут в 2014 г. не может быть резким, а доходы от повышения этой ставки до 100% от экспортной пошлины на нефть в 2015 г. уже учтены в бюджете и не позволят пополнить дорожные фонды, объясняет директор налогового департамента Минфина Илья Трунин, еще одна возможность — повышение НДПИ для нефти.
Силуанов указал, что дополнительные поступления от НДПИ как раз и можно было бы направить в дорожные фонды в виде субсидии.
Доля НДПИ в доходах федерального бюджета выросла с 14,4% в 2007 г. до 18,8% в 2012 г., т. е. обеспечивает почти 2 руб. из каждых 10 руб., поступающих в казну. Львиная доля поступлений НДПИ — от нефтяников: в 2012 г. — 88% (газ — 10,6%).
Представители «Роснефти», «ЛУКОЙЛа» , «Газпром нефти» и «Башнефти» отказались комментировать идеи Минфина.
Если государство всерьез рассматривает повышение экспортной пошлины на мазут c 66 до 72% от нефтяной в 2014 г., то дефицит дорожных фондов можно покрыть и без увеличения НДПИ. Минфин оценивает выпадающие доходы дорожных фондов в 2014 г. в 48,4 млрд руб., а повышение экспортной пошлины даст не менее 45 млрд, подсчитал директор по аналитике московского нефтегазового центра Ernst & Young Денис Борисов. По оценкам Минфина, в 2015 г. дорожным фондам не хватит 32,8 млрд руб. Если государство хочет получить их за счет НДПИ для нефти, оно может повысить базовую ставку с нынешних 470 руб. с тонны примерно до 475 руб., говорит Борисов.
Любые фискальные решения должны быть тщательно просчитаны, уверен руководитель международной налоговой практики Ernst & Young для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов, а мы шарахаемся из стороны в сторону: с одной стороны, льготы даем, с другой — хотим НДПИ повышать, нефтяная отрасль только приспособилась к новой системе 60-66 и новый пересмотр правил негативно скажется на экономике отрасли.
Повысить НДПИ, чтобы пополнить дорожные фонды, — странное решение, замечает Елена Лебединская из Экономической экспертной группы: поступления от НДПИ не привязаны к конкретным расходам. «И как быть с тем, что дополнительные нефтегазовые доходы должны идти прежде всего в резервный фонд?» — продолжает она. Правительство пытается найти хоть какие-то дополнительные источники доходов, чтобы профинансировать уже взятые обязательства, сетует Лебединская.
Других источников у бюджета больше нет, нефтяники — единственная отрасль, которая зарабатывает деньги, констатирует главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Экономический рост затухает, а бюджет раздут, продолжает он, но увеличение налоговой нагрузки приведет к сокращению инвестиций в нефтяном секторе и выльется в стагнацию отрасли. А если направить поступления от нефтяного НДПИ в дорожные фонды, зависимость бюджета от нефти лишь усилится, замечает он. «Стратегически это путь в никуда», — резюмирует Тихомиров.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Евростат: зависимость ЕС от импорта нефти достигла в 2022 году рекордного уровня в 97,7%
Повышенные закупки в 2022 году были в том числе связаны со стремлением европейских стран заполнить нефтехранилища
ОПЕК+ изучает возможность принятия в свой состав Намибии
В этой стране открыты месторождения нефти общим объемом 2,6 млрд баррелей