Нефтегазовым компаниям РФ придется отложить освоение арктического шельфа
важное 17 июля 2019, 12:48

Некогда масштабные планы госкомпаний по активному освоению арктического шельфа терпят фиаско. Шанс на запуск там новых крупных месторождений до 2030 года минимален, следует из плана Минприроды по геологоразведке в Арктике. В «Газпроме» и «Газпром нефти» все же планируют ввести несколько участков в Обской губе и на побережье Ямала, но юридически они не относятся к шельфу. Активной геологоразведке мешает низкая цена нефти, нехватка морских буровых платформ, а также, по мнению некоторых экспертов,— налоговых стимулов.

Минприроды подготовило план геологоразведочных работ в арктической зоне до 2035 года, направленный на формирование грузовой базы Севморпути. Из документа следует, что нефтегазовые компании не планируют запускать уже заявленные шельфовые проекты, которые могли бы внести вклад в развитие СМП, в ближайшее десятилетие. Так, например, доразведка месторождений «Победа» и Медынское-море «Роснефти», Ленинградского, Лудловского, Русановского и Ледового («Газпром»), Долгинского («Газпром нефть») планируется на период 2025–2030 годов. Следовательно, сами проекты могут быть запущены не ранее 2030-х годов. Не упомянуты в плане намерения НОВАТЭКа и «Газпром нефти» создать СП для шельфовых проектов, но они пока носят лишь гипотетический характер.

В Минприроды не ответили “Ъ”, в аппаратах вице-премьеров Юрия Трутнева и Алексея Гордеева отказались от комментариев. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, сообщил, что план направлен в правительство, а на следующей неделе будет рассмотрен Госкомиссией по Арктике.

В начале 2010-х годов арктический шельф считался основным будущим источником прироста добычи нефти и газа в РФ, а крупнейшие госкомпании «Роснефть» и «Газпром» вели активную борьбу за получение лицензионных участков.

Но пока единственным новым открытием на шельфе Арктики стало месторождение «Победа» в 2014 году, его сделала «Роснефть» совместно с ExxonMobil.

Затем работы прервались из-за введенных ЕС и США секторальных санкций, ограничивших привлечение иностранных партнеров, финансирования и оборудования для освоения арктического шельфа. Кроме того, падение цен на нефть сделало многие проекты в регионе нерентабельными. РБК в 2016 году сообщал, что «Роснефть» корректировала планы по сейсмике и бурению на 19 участках, «Газпром» и «Газпром нефть» — на 12 участках.

«Газпром нефть» в 2016 году перенесла лицензионные обязательства по геологоразведке на двух наиболее труднодоступных участках — Хейсовском и Северо-Врангелевском (предполагаемый ввод — 2037 год), сообщили “Ъ” в компании. Но в прошлом году «Газпром нефть» перевыполнила лицензионные обязательства на последнем участке. На четырех участках (Северо-Западном, Долгинском, Приразломном, Северо-Врангелевском) выполнена сейсмика 2D и 3D и идут работы по интерпретации полученных данных. В «Газпром нефти» добавили, что санкции не оказали существенного влияния на проекты компании и шельф остается для нее стратегическим направлением.

В «Роснефти», у которой 28 участков на арктическом шельфе, заявили, что компания «один из лидеров освоения Арктики» и за последние семь лет «организовала более 20 масштабных комплексных научно-исследовательских экспедиций». Решение же о развитии шельфовых проектов «будет зависеть от внешней конъюнктуры рынка, а также экономических и технологических условий», добавили там.

Что касается ввода новых морских проектов в Арктике, то «Газпром нефть» рассчитывает на удачное завершение бурения на Южно-Обском участке (лицензия получена в 2019 году) — «в случае открытия месторождение может быть введено в эксплуатацию в ближайшее десятилетие с учетом близости к действующей инфраструктуре Новопортовского месторождения». В «Газпроме» заявили, что до 2030 года планируют ввод в эксплуатацию трех морских месторождений в арктической зоне — Каменномысское-море, Северо-Каменномысское и Крузенштернское. Таким образом, речь идет об активах в Обской губе или транзитных месторождениях (которые частично расположены на суше). Юридически эти месторождения расположены во внутренних водах, а не на шельфе.

Одна из главных причин медленной разведки шельфа — недостаток морских буровых установок.

По оценке консультационной компании «Гекон», сейчас в российской Арктике действуют только две буровые установки ООО «Газпром флот» — «Амазон» и «Арктическая». Также для бурения привлечены установки China Oilfield Service Limited, работающие в юго-западной части Карского моря и Обской губе. На этот год запланировано поисково-оценочное бурение на Скуратовском участке «Газпрома», доразведка Геофизического месторождения НОВАТЭКа и продолжение работ на Русановском участке «Газпрома». Однако в «Геконе» считают, что роста объемов бурения ожидать не стоит: «потенциал китайских компаний ограничен, а строительство морских буровых установок планами российских верфей пока не предусмотрено».

С 2017 года на шельфе РФ было сделано несколько крупных открытий с общим объемом извлекаемых запасов около 200 млн тонн, замечает Дарья Козлова из Vygon consulting. Хотя коэффициент замещения запасов по нефти с 2013 года стабильно превышает 100%, их качество значительно ухудшается, поэтому освоение удаленных регионов, в том числе Арктики, необходимо. Эксперт полагает, что для инвестиций в геологоразведку следует предоставлять дополнительные налоговые стимулы.

www.kommersant.ru

 

Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 17 июля 2019

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Что на самом деле стоит за желанием Трампа купить Гренландию? (Видео)
Дональд Трамп не оставит затею купить Гренландию. После отказа властей Дании заключить сделку - американский президент хоть и отменил визит в Копенгаген, но всё ещё надеется приобрести остров.
Австралия присоединится к морской миссии США в Ормузском проливе
Премьер министр Австралии Скотт Моррисон заявил, что его страна присоединится к американской коалиции, имеющий своей целью обеспечить безопасность грузоперевозок в Ормузском проливе.