ФАС интересует структура сбыта крупных компаний
Федеральная антимонопольная служба готовится запросить у крупных нефтяных компаний сведения о структуре их сбыта топлива. Эти меры предприняты в ответ на жалобы ряда региональных независимых трейдеров нефтепродуктов. Однако эксперты и региональные чиновники сомневаются, что ситуацию может исправить вмешательство государства.
Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Александр Пироженко, выступая на VI всероссийской конференции «Рынок нефтепродуктов и нефтехимии в РФ», назвал угрожающей тенденцией укрупнение вертикально интегрированных компаний, добавив, что это приводит к сокращению доли независимых компаний на рынке нефтепродуктов. Все это так или иначе влияет на уровень розничных цен на бензин. ФАС, по его словам, волнует уровень добычи нефти, переработки и реализации нефтепродуктов, и ведомство намерено разработать систему мер для стимулирования конкуренции, в том числе радикальных. От дальнейших пояснений и указаний сроков таких санкций он воздержался.
Чиновник сказал, что ФАС уже обратилась к нефтяным компаниям в связи с сентябрьским ростом цен на нефтепродукты, особенно существенным в Центральном регионе России. Он отметил, что скачок произошел на фоне ожидания роста экспортной пошлины, сокращения производства топлива из-за плановых ремонтов на ряде НПЗ, но не исключил и варианта с «недобросовестным поведением нефтетрейдеров».
В пресс-службе ЛУКОЙЛа объяснили, что у компании налажена двухуровневая система сбыта топлива: его НПЗ имеют право самостоятельно продавать свою продукцию, а сбытовые предприятия поставляют бензин как на собственные заправки компании, так и продают оптом те объемы топлива, которые остаются в наличии. В ЛУКОЙЛе и в ТНК-BP пообещали предоставить ФАС все необходимые сведения по структуре сбыта.
Менеджер одной из крупных нефтяных компаний говорит, что время от времени в ряде регионов, особенно там, где у нее существенная доля на рынке, приходится сталкиваться с претензиями независимых трейдеров. Однако первоочередное право на покупку топлива все равно остается за собственными заправками компании, что позволяет влиять как на цену топлива, так и на его оборот.
«Ни региональные власти, ни ФАС не имеют реальной возможности воздействовать на политику цен на нефтепродукты. Государством цены не устанавливаются, а лишь отслеживается рыночный механизм их формирования», — цитирует РИА «Новости» слова руководителя УФАС по Томской области Владимира Шевченко, где цены на бензин, согласно данным госстатистики, в октябре-ноябре выросли на 5%.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что крупным нефтяным компаниям не нужен свободный рынок нефтепродуктов, поскольку многие из них создали региональные монополии, которые определяют ценовую политику на нем. «Цены на бензин диктуются ценами на нефть на мировых рынках, а в условиях роста цен на сырье выгоднее экспортировать его, а не поставлять на внутренний рынок», — поясняет эксперт. Таким образом, топлива не хватает даже для поставок на собственные заправки вертикально интегрированных компаний, ведь НПЗ выпускают в свободную продажу лишь имеющиеся у них излишки продукции. В результате, по мнению эксперта, независимые участники рынка нефтепродуктов вынуждены либо продавать свой бизнес крупным компаниям, либо торговать некачественной продукцией, либо закрывать дело.
Эксперты отмечают, что дефицит топлива на внутреннем рынке стимулирует рост цен на бензин на ГСМ в розницу, что в свою очередь грозит подорожанием и других товаров потребительской корзины. В связи с этим ряд региональных и федеральных чиновников, в числе которых губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев направили письма в адрес премьер-министра РФ Виктора Зубкова с просьбой принять меры на уровне государства для регулирования цен на топливо.
Нефтепродукты на eOil.ru