Чиновники обсудят, как собрать с нефтяников больше денег

Основной вариант – ускорить налоговый маневр: обнулить экспортную пошлину, повысить НДПИ и ввести акциз на сырую нефть.

Сегодня в Минэнерго пройдет совещание по реформе налогообложения нефтяной отрасли, рассказали трое приглашенных. Среди вариантов – снизить экспортные пошлины до нуля, возможно, в ближайшем будущем. Это стало бы «логичным финальным шагом [налогового] маневра», говорит один из собеседников «Ведомостей». Маневр заключается в повышении НДПИ (в этом году – 857 руб./т, в 2017 г. – 919) при снижении экспортной пошлины – до 30% с нынешних 42%.

Повышение нагрузки на нефтяников – главная бюджетная интрига года, на такую возможность намекал Минфин. Президент обещал не повышать налоги до 2018 г., но в этом году с них решили взять больше за счет замораживания пошлин (НДПИ при этом вырос). Но пошлины сыграли с Минфином злую шутку: он планировал собрать дополнительно 200 млрд руб., но при $30/барр. получит лишь 65 млрд, подсчитала Vygon Consulting. Это один из аргументов в пользу их отмены, объясняет чиновник: при дешевой нефти бюджет все равно от них получает мало, а когда цены восстановятся, отказаться от пошлин психологически будет труднее.

Пошлины могут быть снижены после 2018 г., но некоторые чиновники полагают, что это реально уже со следующего года, рассказывают два собеседника «Ведомостей». Ставка НДПИ на этот случай, по их словам, еще не рассчитывалась. Чтобы компенсировать потери для бюджета от обнуления 30%-ной пошлины, НДПИ надо повысить в 1,5 раза – до 1400–1500 руб./т при $30–50/барр., оценивает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Бюджет выиграет, уверен чиновник: экспортная пошлина взимается примерно с 200 млн т экспортируемой нефти, а НДПИ – с 450 млн т добытой. Такой эффект есть и он уже действует в результате нынешнего маневра, подтверждает Ежов.

Отмена пошлин – давняя идея Минфина и в этом году он активизировался, рассказывают участники совещаний. Их можно обнулить после 2025 г., рассказывал в прошлом году нынешний замминистра финансов Илья Трунин. Минфин не выступал с такими предложениями, заявил его представитель. Минэнерго тему не комментирует.

Пошлины ввели, чтобы субсидировать нефтепереработку, – они сдерживают внутренние цены на нефть, которые рассчитываются как экспортная цена минус пошлины и расходы на транспортировку. А разница между пошлинами на сырую нефть и нефтепродукты (ее тоже предлагается отменить) стимулировала экспорт нефтепродуктов, а не сырой нефти.

Стимулы не помогли, а, наоборот, развратили НПЗ, позволяя им производить и экспортировать мазут. Пошлины искажают ценообразование – за редким исключением их нет нигде в мире, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. «Рано или поздно их надо отменять – это архаика, – признает чиновник Минэнерго, – но стоит ли форсировать этот процесс, непонятно». Если снижение пошлин уже ударило по марже НПЗ (через рост цены на сырье), обнуление может многих просто убить.

Если просто обнулить пошлины, не меняя другие параметры, минимум 3/4 НПЗ окажутся за гранью рентабельности, предупреждает Борисов: мощностей, чтобы заменить закрывшиеся НПЗ, нет. Пошлины делали российские НПЗ конкурентоспособными в сравнении с европейскими, отмечает Ежов.

Чтобы нейтрализовать удар от маневра в 2015 г., было решено понизить акцизы, но сейчас есть другая идея – ввести акциз на сырую нефть, рассказывают два собеседника «Ведомостей». При продаже нефти НПЗ компании будут выставлять покупателю акциз на нефть, который будет уплачиваться в бюджет, а затем НПЗ смогут получить вычет на сумму уплаченного акциза, причем в увеличенном размере – ставка увеличивается на повышающий коэффициент, объясняет один из чиновников. В итоге в такой форме НПЗ получают субсидии от государства. Аналогичный механизм отрицательных акцизов был введен для прямогонного бензина при маневре. Коэффициент увеличивается с каждым годом, сейчас он 1,6. Многие НПЗ не закупают нефть, а оказывают услуги по переработке – для них предстоит придумать отдельный механизм поддержки.

Акцизы на нефть – системное решение, объясняет чиновник. Снижение акцизов поможет всем НПЗ, а вычетом по акцизам на нефть не смогут воспользоваться «заводы-самовары», выпускающие мазут: они зачастую не регистрируются как НПЗ, – им придется уйти с рынка.

Теоретически НПЗ можно поддержать отрицательными акцизами, размер компенсации должен равняться отменяемой экспортной пошлине (около $10 на баррель при цене на нефть в $40), оценивает Борисов. Но даже в случае с малоиспользуемыми продуктами есть проблемы с применением на практике, быстро провести такую масштабную реформу будет крайне сложно, предупреждает он.

Второй риск для нефтяников при отмене пошлин – автоматически будут отменены льготы по пошлинам для некоторых месторождений. «Это лишь одна из проблем, и мы ее попытаемся решить через переход на НДД», – согласен чиновник Минэнерго.

Крупнейшие нефтяные компании не ответили на запросы «Ведомостей» либо отказались от комментариев. «Мы против любых резких движений в налогообложении, – говорит представитель одной из них, – чтобы можно было планировать деятельность, нужно, чтобы правила игры были стабильными».

Цена вопроса

2,5 рубля за литр на столько, оценивает Ежов, вырастет розничная цена на бензин из-за отмены пошлин, если не будет снижен акциз по аналогии с налоговым маневром или применены другие меры.

vedomosti.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
"Роснефть" начала строительство нефтеналивного причала в рамках проекта "Восток ойл"
В компании отметили, что нефтеналивной терминал является важным объектом нового морского порта "Бухта Север"
Крупные нефтяные компании выступили против быстрого отказа от ископаемого топлива
В частности, глава Shell Ваэль Саван указал на "правительственную бюрократию в Европе, которая тормозит необходимое развитие"