17 October 2006, 16:48
Анализ изменения налогового законодательства об акцизах на нефтепродукты с 1 января 2007 года

17 October 2006, 16:48

Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 01.01.2007. Законодатели внесли изменения в главу 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса РФ. В целях упрощения администрирования акцизов на нефтепродукты изменен действующий порядок применения акцизов в отношении нефтепродуктов, за исключением прямогонного бензина.

Из числа налогоплательщиков исключены лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов. В связи с этим признана утратившей силу статья 179.1, определявшая порядок выдачи организациям и индивидуальным предпринимателям свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Теперь, в целях налогообложения операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются непосредственные производители прямогонного бензина и лица, осуществляющие производство продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина. В отношении прямогонного бензина сохраняются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.

Также устанавливаются переходные положения по порядку уплаты акцизов после 1 января 2007 года по нефтепродуктам, поступившим и (или) отгруженным лицам, имевшим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, до указанной даты.

Рассмотрим подробнее изменения порядка уплаты акцизов на нефтепродукты.

Свидетельства о регистрации налогоплательщика
Новый закон признает утратившим силу статью 179.1. «Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами», но добавляет новую статью 179.3. «Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином». В отношении прямогонного бензина сохраняются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином. При этом законом предусматривается выдача свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, производителю прямогонного бензина (свидетельства на производство прямогонного бензина), а также лицам, осуществляющим производство продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина (свидетельства на переработку прямогонного бензина).

Так, ст. 179.1 ранее обязывала организации получать свидетельства на производство, оптовую, оптово-розничную и на розничную реализацию нефтепродуктов. Теперь это требование отменено. Согласно ст. 179.3, 1. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином (далее в настоящей главе — свидетельство), выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:
1) производство прямогонного бензина — свидетельство на производство прямогонного бензина;
2) производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, — свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Под продукцией нефтехимии понимается продукция, получаемая в результате переработки (химических превращений) компонентов нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества и фракции, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции.

Объект налогообложения
Законодатель подкорректировал ст. 182 НК РФ (Объект налогообложения).
Утратили силу некоторые положения закона, признающие объектом налогообложения следующие операции: оприходование на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Это положение, прежде всего, касалось нефтеперерабатывающих заводов, а также всех тех, кто путем смешения низкооктановых бензинов и всевозможных присадок получает бензин с более высоким октановым числом. Завод при оприходовании или получении нефтепродуктов по давальческим схемам (в качестве оплаты за переработку) в любом случае должен был исчислять и платить акциз исходя из объемов оприходованных (полученных) нефтепродуктов. Суммы уплаченных акцизов относились у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. При дальнейшей реализации оприходованного (полученного) топлива завод, имеющий Свидетельство, при соблюдении установленной процедуры и представлении в налоговый орган необходимых документов, получал право на вычет, а завод, не имеющий Свидетельства, включал начисленный (уплаченный) акциз в цену реализуемого топлива.

Также утратили силу положения: о налогообложении операции получения на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, а именно приобретение нефтепродуктов в собственность; оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов); оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки; передача на территории Российской Федерации организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства.

В свою очередь теперь закон облагает налогом операцию получения (оприходования) прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина – подпункт 21 п.1 статьи 182. Получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность, оприходованием прямогонного бензина признается принятие к учету прямогонного бензина.

Налоговая база
Статья 187. «Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров» (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ) в отношении бензина дополнена следующим пунктом: п.8. «Налоговая база по объекту налогообложения, указанному в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении».

Налоговые ставки
Размеры ставок акцизов на нефтепродукты законодатель сохраняет на действующем уровне:

— автомобильный бензин с октановым числом до «80» включительно — 2657 рублей за 1 тонну
— с иными октановыми числами — 3629 рублей за 1 тонну
— дизельное топливо — 1080 рублей за 1 тонну
— моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 2951 рублей за 1 тонну
— прямогонный бензин — 2657 рублей за 1 тонну.

В ст. 194 «Порядок исчисления акциза» под процентной долей стоимости товара законодатель определил «максимальную розничную цену», заменив определение стоимости как «суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлине».

Налоговые вычеты
Статья 200 «Налоговые вычеты», в соответствии с которой налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза, признает утратившими силу следующие пункты:

Пункт 6. Вычетам подлежат суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении акцизных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке.

Пункт 8. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 настоящего Кодекса). Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат. В целях настоящей главы реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок.

Пункт 9. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком в соответствии с подпунктами 2 — 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении (при представлении документов в соответствии с пунктом 9 статьи 201 настоящего Кодекса). Вычетам подлежат также суммы акциза, начисленные в соответствии с подпунктами 2 — 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем использовании этого бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии (при представлении документов в соответствии с пунктом 9 статьи 201 настоящего Кодекса).

Пункт 10. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации (при представлении документов в соответствии с пунктом 10 статьи 201 настоящего Кодекса).
Вместе с тем, статья дополнена тремя новыми пунктами (13, 14 и 15), в соответствии с которыми сумма акциза уменьшается:

Пункт 13. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при реализации прямогонного бензина налогоплательщику, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина (при представлении документов в соответствии с пунктом 13 статьи 201 настоящего Кодекса).
Пункт 14. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при совершении с прямогонным бензином операций, указанных в подпунктах 7 и 12 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса (при представлении документов, подтверждающих направление прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, в соответствии с пунктом 14 статьи 201 настоящего Кодекса).

Пункт 15. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при использовании полученного прямогонного бензина самим налогоплательщиком для производства продукции нефтехимии и (или) при передаче прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии на давальческой основе (на основе договора об оказании услуг по переработке принадлежащего данному налогоплательщику прямогонного бензина) при представлении документов в соответствии с пунктом 15 статьи 201 настоящего Кодекса.

При этом закон устанавливает порядок применения налоговых вычетов, который, главным образом, конкретизирует список документов, являющихся основанием для вычетов при представлении этих документов налогоплательщиком в налоговые органы.

Сроки уплаты акциза
В отношении сроков и порядка уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами ст. 204 предусматривает уплату акциза по прямогонному бензину налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 5 – Переходные положения
Статья 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» устанавливает переходные положения по порядку уплаты акцизов после 1 января 2007 года по нефтепродуктам, поступившим и (или) отгруженным лицам, имевшим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, до указанной даты.

Статья 5 приводится без сокращений.

1. Лица, имевшие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (за исключением свидетельства на переработку прямогонного бензина), до 1 января 2007 года и осуществляющие с 1 января 2007 года реализацию нефтепродуктов, полученных (оприходованных) до 1 января 2007 года и (или) отгруженных им до указанной даты, признаются налогоплательщиками акцизов.

2. По нефтепродуктам, полученным (оприходованным) налогоплательщиками до 1 января 2007 года и (или) отгруженным им до указанной даты, применяются положения главы 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 31 декабря 2006 года, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Уплата акцизов по нефтепродуктам, указанным в части 1 настоящей статьи (за исключением нефтепродуктов, реализуемых за пределы Российской Федерации), производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла реализация нефтепродуктов.

4. По нефтепродуктам, полученным (оприходованным) до 1 января 2007 года, и по нефтепродуктам, полученным (оприходованным) после указанной даты, которые были отгружены налогоплательщику до 31 декабря 2006 года включительно, и реализованным за пределы Российской Федерации, применяются положения главы 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 31 декабря 2006 года.

5. По прямогонному бензину, в том числе произведенному из давальческого сырья (материалов), полученному (оприходованному) налогоплательщиками до 1 января 2007 года и (или) отгруженному им до указанной даты, в дальнейшем реализуемому (передаваемому) лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, в части вычетов сумм акциза с 1 января 2007 года применяются положения главы 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 31 декабря 2006 года.

6. Уплата сумм акциза производится налогоплательщиком по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом в отношении налогоплательщика.

7. Исчисление сумм акциза, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

8. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в сроки, установленные частями 2-5 настоящей статьи.

9. Суммы акциза, исчисленные по нефтепродуктам, включаются в стоимость нефтепродуктов.

10. Суммы акциза, уплаченные при ввозе нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации до 1 января 2007 года, при реализации (передаче) таких нефтепродуктов после указанной даты включаются в стоимость нефтепродуктов.

11. Организации и индивидуальные предприниматели вправе начиная с 1 октября 2006 года представить в налоговые органы заявление и копии соответствующих документов в соответствии со статьей 179.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) для получения свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином. Впредь до определения Министерством финансов Российской Федерации порядка выдачи свидетельств в соответствии с пунктом 3 статьи 179.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) указанные свидетельства выдаются в порядке, определенном Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 179.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. По материалам au92.ru

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Россия попросила у Китая деньги на мегапроект «Газпрома»
На заседании рабочей группы межправительственной Комиссии по инвестиционному сотрудничеству России и Китая российская сторона представила китайским инвесторам два новых предложения.
В ФРГ назвали угрозы США из-за "Северного потока — 2" верхом наглости
Угрозы американцев в отношении "Северного потока — 2" являются "верхом наглости"