Нефтепровод Констанца — Триест может оставить без работы украинский трубопровод Одесса — Броды
Министры энергетики Румынии, Сербии, Хорватии, Словении и Италии подписали соглашение о строительстве трубопровода Констанца — Триест, по которому будет транспортироваться нефть из Каспийского бассейна в страны Европы. По мнению экспертов, в случае если этот проект будет реализован, использование украинского трубопровода Одесса — Броды в европейском направлении будет поставлено под угрозу.
Согласно подписанному соглашению, строительство Констанца — Триест начнется в 2009 году и будет завершено через три года. Протяженность трубопровода составит 1400 км, а для реализации проекта понадобится 3,5 млрд долл. Пропускная способность трубопровода рассчитана на 90 млн. тонн нефти в год.
Официально заявленная цель проекта — сокращение энергетической зависимости стран Европы от поставок нефти из России и стран Ближнего Востока. Создание трубопровода Констанца — Триест получило поддержку Европейской комиссии. По словам комиссара ЕС по вопросам энергетики Андриса Пибалгса, трубопровод соответствует «политике диверсификации и обеспечения безопасности энергопоставок в Евросоюзе».
Глава пресс-службы украинского Министрества топлива и энергетики Константин Бородин оценивает ситуация не столь драматично. «Мы считаем, что новый трубопровод не несет фатальной угрозы для Одесса — Броды, который ориентирован на поставки в Центральную Европу», — сказал Бородин. Новый же трубопровод нацелен на южно-европейские страны.
Украинские эксперты единодушны в том, что Констанца — Триест станет опасным конкурентом для трубопровода Одесса — Броды, потому что оба они рассчитаны на заполнение каспийской нефтью. Владимир Омельченко, аналитик Центра стратегических исследований им. А. Разумкова, обращает внимание на то, что на нефть Каспия ориентируется также и трансбалканский проект Бургас — Александруполис. Соглашение о строительстве этого трубопровода в марте было подписано президентами России, Болгарии и Греции. «Оба проекта снижают конкурентные преимущества Одесса — Броды. Некоторый плюс нашего трубопровода — то, что он ориентирован на рынки сбыта на северо-западе Европы, в то время как конкуренты — на европейский юг», — сказал Омельченко. По его словам, все три трубы зависят от пропускной способности трубопровода Касписйского трубопроводного консорциума (КТК), по которому каспийская нефть доставляется на берег Черного моря в порт Новороссийска. «Пока Россия сдерживает увеличение мощности КТК. Учитывая российское влияние, не исключено, что дополнительные объемы нефти из КТК будут направлены на пророссийский Бургас — Александруполис, а не на европейский «Констанца — Триест», — отмечает аналитик.
Глава компании UPECO Сергей Куюн считает, что при такой конкуренции на транспортировку каспийской нефти успех будет за тем маршрутом, владельцы которого предложат лучшие условия собственникам нефти: «Для Украины хорош вариант создания консорциума по эксплуатации Одесса — Броды, в который войдут компании, добывающие нефть в Казахстане».
Строительство трубопровода Одесса — Броды завершено в 2002 году. Расчетная мощность составляла 14 млн. тонн нефти в год. Сейчас Одесса — Броды используется в направлении из Брод в Одессу, — пишет «Дело».