Новой точкой украино-российского противостояния может стать вопрос об использовании нефтепровода Одесса-Броды

28 июля 2008, 14:00

Новой точкой украино-российского противостояния в ближайшее время может стать вопрос об использовании нефтепровода Одесса-Броды. Еще в мае президент Виктор Ющенко сообщил, что летом состоятся его переговоры с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым. От исхода этой беседы зависело, рискнет ли украинская власть отказаться от сотрудничества с российскими компаниями, заменив их поставщиками каспийской нефти. Более того, это решение должно определить силу влияния первых лиц украинской власти, ведь президент Ющенко выступает за отказ от сотрудничества с российскими компаниями, премьер Тимошенко — против изменения существующих правил игры.
Изначально нефтетранспортный проект Одесса-Броды задумывался с целью диверсификации поставок нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Сверхидеей проекта стало усиление энерготранзитных позиций Украины в Европе: речь шла о том, что после достройки польской ветки каспийская нефть из Азербайджана и, возможно, Казахстана будет поставляться в страны Евросоюза. Однако с 2002 года, когда была полностью достроена украинская часть трубопровода, этот проект был на два года заморожен. Особой заинтересованности в нем не демонстрировали ни поставщики, ни покупатели нефти.
Как сообщает Независимая газета, четыре года назад усилиями президента Леонида Кучмы Украине удалось договориться о так называемом реверсном (в обратном направлении) использовании нефтепровода для транспортировки российской нефти. В июле 2004 года государственная компания «Укртранснафта», выступающая оператором проекта Одесса-Броды, подписала соглашение о временном, трехлетнем сотрудничестве с ТНК-ВР. Стороны договорились о транспортировке по украинскому маршруту, от западноукраинских Брод в одесский порт «Южный» по 9 млн. тонн российской нефти Urals в год. В декабре 2006 года, уже при новой украинской власти «Укртранснафта» подписала с ТНК-ВР и российской ОАО «АК Транснефть» дополнительное согла шение о транспортировке не менее 9 млн. тонн нефти в год — сроком на три года. Однако, не дожидаясь завершения сроков действия последнего документа, украинские чиновники с конца прошлого года взялись за реализацию изначально задуманного плана о транспортировке каспийской нефти.
Формально инициаторами скандала с россиянами выступили два украинских НПЗ: ОАО «Нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина» (Дрогобычский НПЗ, Львовская область) и ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» (Надвирнянский НПЗ, Ивано-Франковская область). Как рассказали на пресс-конференции руководитель «Галичины» Александр Лазорко и глава правления «Нефтехимика Прикарпатья» Александр Шиляев, украинские НПЗ испытывают острый дефицит сырья. Поэтому они — при поддержке и содействии президента Украины — подписали протокольные документы о поставке по маршруту из Одессы в Броды 5 млн. тонн легкой каспийской нефти из Азербайджана в год. Еще 3 млн. тонн нефти по этому маршруту могло бы транспортироваться в Европу по уже существующим веткам.
Планировалось, что 16 июля во время совещания в секретариате украинского президента два упомянутых НПЗ и представители «Укртранснафты» подпишут соглашение о сотрудничестве с компанией Milbert Ventures Inc. (Виргинские острова), которая должна была получить эксклюзивное право на транспортировку нефти по маршруту Одесса-Броды. Однако уже 17 июля уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский объявил, что Юлия Тимошенко сорвала эти планы: она не пришла на совещание к Ющенко, а вместо этого подписала распоряжение, которым запретила «Укртранснафте» заключать контракты с Milbert Ventures Inc. После этого встреча Ющенко и Алиева потеряла прежний смысл, а у украинских президента и премьер-министра появилась новая причина для громкого выяснения отношений.
Тимошенко объяснила свою позицию тем, что внезапный отказ от сотрудничества с российскими компаниями мотивирован только коррупционными схемами, в которых, по ее словам, задействованы представители презид ентского секретариата. «Сначала было «РосУкрЭнерго»-1: сдача всей газовой отрасли; потом «РосУкрЭнерго»-2: сдача шельфа Черного моря, а «Рос-
УкрЭнерго»-3 — это как раз то, что они хотят сделать с Одесса-Броды», — сказала премьер. Соратники Тимошенко акцентируют внимание на том, что два украинских НПЗ, затеявших сложную комбинацию, контролируются близкой к главе президентского секретариата Виктору Балоге днепропетровской группой «Приват». «Кто стоит за Milbert Ventures Inc. — вообще неизвестно. Может оказаться, что, как всегда, Дмитрий Фирташ (совладелец «РосУкрЭнерго». — «НГ»)», — пояснил представитель окружения украинского премьер-министра.
Виктор Балога, в свою очередь, обвинил Тимошенко в том, что она печется не об интересах государства, а лоббирует интересы российских энергетических компаний. Руководитель президентского секретариата уверен, что украинский премьер, собираясь баллотироваться на президентских выборах, добивается поддержки со стороны России. Сам Ющенко во время итоговой пресс-конференции на прошлой неделе возмутился позицией премьер-министра: «Скажите, пожалуйста, ну о какой коррупции здесь может идти речь, когда 100% государственная монополия, которая обеспечивает транзит нефти? Средства от этой монополии попадают в государственный бюджет». Он завуалированно поддержал обвинения со стороны Балоги, сказав, что в этой ситуации «речь идет, очевидно, о политических приоритетах, которые выходят за рамки экономики». Президент уточнил: «В нашу самую чувствительную отрасль — энергетическую безопасность — привнесены пункты далеко не национальных интересов».
Секретарь комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики Игорь Палица, сообщивший журналистам о том, что контракты на поставку азербайджанской нефти должны были вступить в силу уже сейчас, не знает, как будут развиваться события: «На сегодняшний день ситуация непонятна. Был указ президента (о переводе Одесса-Броды на так называемый аверсный режим. — «НГ»), были даны все команды… Были предоставлены банковские г арантии… Неизвестно, по каким причинам правительство запретило подписание контрактов, и сегодня заводы не знают, что делать… И я думаю, если и дальше будет такое поведение со стороны правительства, с нами просто никто не будет разговаривать как с государством».
Министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан, напротив, призывает украинскую власть не торопиться с отказом от сотрудничества с российскими компаниями, ибо это будет означать непрогнозируемость украинской политики. Он напомнил, что контракты, подписанные в декабре 2006 года, продолжают действовать. Отказавшись от их выполнения в одностороннем порядке, украинская сторона рискует получить судебные иски от компаний, которые сейчас поставляют нефть на Одесса-Броды. Продан также уточнил, что те компании, которые собрались заменить россиян, не подкрепили свои слова делом: «Есть намерения. Но нет финансовых гарантий». Кроме того, сложившаяся ситуация осложняется тем, что претенденты на заполнение нефтью украинского маршрута не согласовали свои действия с СП «Сарматия», которое занимается разработкой проектов достройки нефтепровода Одесса-Броды до польского города Плоцк.
Ситуация с нефтепроводом так запуталась, что стала предметом рассмотрения российского правительства. Москва решила выждать, когда Киев определит свою единую позицию. Хотя Владимир Путин, регулярно общающийся с Юлией Тимошенко, уверен, что риски для российских компаний минимальны.
По официальным данным, в прошлом году по маршруту Одесса-Броды в обратном направлении было транспортировано 9 млн. тонн нефти, в 2006 году — 3,5 млн. тонн, в 2005-м — 5,7 млн. тонн, в 2004-м — 1 млн. тонн. Украина получила в виде платежей за транзит и портовых сборов 205,4 млн. долл.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Снизить цены немедленно! Трамп пытается "рулить" в ОПЕК (Видео)
Дональд Трамп ведет себя как полноправный член ОПЕК, хотя США никогда и не входили в картель. Опасения Трампа по поводу нефтяных котировок неслучайны, ведь в эти выходные в Алжире состоится встреча министерского комитета по мониторингу ОПЕК+.
У "Газпрома" в 2019 году изымут в бюджет 9 млрд рублей недоплаченных акцизов
"Газпром" в связи с уточнением налоговых деклараций в 2019 году должен будет дополнительно перечислить в федеральный бюджет 8 млрд 780,4 млн рублей.