Новой точкой украино-российского противостояния может стать вопрос об использовании нефтепровода Одесса-Броды

28 июля 2008, 14:00

Новой точкой украино-российского противостояния в ближайшее время может стать вопрос об использовании нефтепровода Одесса-Броды. Еще в мае президент Виктор Ющенко сообщил, что летом состоятся его переговоры с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым. От исхода этой беседы зависело, рискнет ли украинская власть отказаться от сотрудничества с российскими компаниями, заменив их поставщиками каспийской нефти. Более того, это решение должно определить силу влияния первых лиц украинской власти, ведь президент Ющенко выступает за отказ от сотрудничества с российскими компаниями, премьер Тимошенко — против изменения существующих правил игры.
Изначально нефтетранспортный проект Одесса-Броды задумывался с целью диверсификации поставок нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Сверхидеей проекта стало усиление энерготранзитных позиций Украины в Европе: речь шла о том, что после достройки польской ветки каспийская нефть из Азербайджана и, возможно, Казахстана будет поставляться в страны Евросоюза. Однако с 2002 года, когда была полностью достроена украинская часть трубопровода, этот проект был на два года заморожен. Особой заинтересованности в нем не демонстрировали ни поставщики, ни покупатели нефти.
Как сообщает Независимая газета, четыре года назад усилиями президента Леонида Кучмы Украине удалось договориться о так называемом реверсном (в обратном направлении) использовании нефтепровода для транспортировки российской нефти. В июле 2004 года государственная компания «Укртранснафта», выступающая оператором проекта Одесса-Броды, подписала соглашение о временном, трехлетнем сотрудничестве с ТНК-ВР. Стороны договорились о транспортировке по украинскому маршруту, от западноукраинских Брод в одесский порт «Южный» по 9 млн. тонн российской нефти Urals в год. В декабре 2006 года, уже при новой украинской власти «Укртранснафта» подписала с ТНК-ВР и российской ОАО «АК Транснефть» дополнительное согла шение о транспортировке не менее 9 млн. тонн нефти в год — сроком на три года. Однако, не дожидаясь завершения сроков действия последнего документа, украинские чиновники с конца прошлого года взялись за реализацию изначально задуманного плана о транспортировке каспийской нефти.
Формально инициаторами скандала с россиянами выступили два украинских НПЗ: ОАО «Нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина» (Дрогобычский НПЗ, Львовская область) и ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» (Надвирнянский НПЗ, Ивано-Франковская область). Как рассказали на пресс-конференции руководитель «Галичины» Александр Лазорко и глава правления «Нефтехимика Прикарпатья» Александр Шиляев, украинские НПЗ испытывают острый дефицит сырья. Поэтому они — при поддержке и содействии президента Украины — подписали протокольные документы о поставке по маршруту из Одессы в Броды 5 млн. тонн легкой каспийской нефти из Азербайджана в год. Еще 3 млн. тонн нефти по этому маршруту могло бы транспортироваться в Европу по уже существующим веткам.
Планировалось, что 16 июля во время совещания в секретариате украинского президента два упомянутых НПЗ и представители «Укртранснафты» подпишут соглашение о сотрудничестве с компанией Milbert Ventures Inc. (Виргинские острова), которая должна была получить эксклюзивное право на транспортировку нефти по маршруту Одесса-Броды. Однако уже 17 июля уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский объявил, что Юлия Тимошенко сорвала эти планы: она не пришла на совещание к Ющенко, а вместо этого подписала распоряжение, которым запретила «Укртранснафте» заключать контракты с Milbert Ventures Inc. После этого встреча Ющенко и Алиева потеряла прежний смысл, а у украинских президента и премьер-министра появилась новая причина для громкого выяснения отношений.
Тимошенко объяснила свою позицию тем, что внезапный отказ от сотрудничества с российскими компаниями мотивирован только коррупционными схемами, в которых, по ее словам, задействованы представители презид ентского секретариата. «Сначала было «РосУкрЭнерго»-1: сдача всей газовой отрасли; потом «РосУкрЭнерго»-2: сдача шельфа Черного моря, а «Рос-
УкрЭнерго»-3 — это как раз то, что они хотят сделать с Одесса-Броды», — сказала премьер. Соратники Тимошенко акцентируют внимание на том, что два украинских НПЗ, затеявших сложную комбинацию, контролируются близкой к главе президентского секретариата Виктору Балоге днепропетровской группой «Приват». «Кто стоит за Milbert Ventures Inc. — вообще неизвестно. Может оказаться, что, как всегда, Дмитрий Фирташ (совладелец «РосУкрЭнерго». — «НГ»)», — пояснил представитель окружения украинского премьер-министра.
Виктор Балога, в свою очередь, обвинил Тимошенко в том, что она печется не об интересах государства, а лоббирует интересы российских энергетических компаний. Руководитель президентского секретариата уверен, что украинский премьер, собираясь баллотироваться на президентских выборах, добивается поддержки со стороны России. Сам Ющенко во время итоговой пресс-конференции на прошлой неделе возмутился позицией премьер-министра: «Скажите, пожалуйста, ну о какой коррупции здесь может идти речь, когда 100% государственная монополия, которая обеспечивает транзит нефти? Средства от этой монополии попадают в государственный бюджет». Он завуалированно поддержал обвинения со стороны Балоги, сказав, что в этой ситуации «речь идет, очевидно, о политических приоритетах, которые выходят за рамки экономики». Президент уточнил: «В нашу самую чувствительную отрасль — энергетическую безопасность — привнесены пункты далеко не национальных интересов».
Секретарь комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики Игорь Палица, сообщивший журналистам о том, что контракты на поставку азербайджанской нефти должны были вступить в силу уже сейчас, не знает, как будут развиваться события: «На сегодняшний день ситуация непонятна. Был указ президента (о переводе Одесса-Броды на так называемый аверсный режим. — «НГ»), были даны все команды… Были предоставлены банковские г арантии… Неизвестно, по каким причинам правительство запретило подписание контрактов, и сегодня заводы не знают, что делать… И я думаю, если и дальше будет такое поведение со стороны правительства, с нами просто никто не будет разговаривать как с государством».
Министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан, напротив, призывает украинскую власть не торопиться с отказом от сотрудничества с российскими компаниями, ибо это будет означать непрогнозируемость украинской политики. Он напомнил, что контракты, подписанные в декабре 2006 года, продолжают действовать. Отказавшись от их выполнения в одностороннем порядке, украинская сторона рискует получить судебные иски от компаний, которые сейчас поставляют нефть на Одесса-Броды. Продан также уточнил, что те компании, которые собрались заменить россиян, не подкрепили свои слова делом: «Есть намерения. Но нет финансовых гарантий». Кроме того, сложившаяся ситуация осложняется тем, что претенденты на заполнение нефтью украинского маршрута не согласовали свои действия с СП «Сарматия», которое занимается разработкой проектов достройки нефтепровода Одесса-Броды до польского города Плоцк.
Ситуация с нефтепроводом так запуталась, что стала предметом рассмотрения российского правительства. Москва решила выждать, когда Киев определит свою единую позицию. Хотя Владимир Путин, регулярно общающийся с Юлией Тимошенко, уверен, что риски для российских компаний минимальны.
По официальным данным, в прошлом году по маршруту Одесса-Броды в обратном направлении было транспортировано 9 млн. тонн нефти, в 2006 году — 3,5 млн. тонн, в 2005-м — 5,7 млн. тонн, в 2004-м — 1 млн. тонн. Украина получила в виде платежей за транзит и портовых сборов 205,4 млн. долл.
Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Китай начнет закупать американский газ ради сделки с Трампом
США и Китай достигли предварительных договоренностей по взаимной торговле, объявил в воскресенье министр финансов Штатов Стивен Мнучин.
Шельф Крыма изучат на предмет крупных месторождений газа
Глава Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев предложил провести комплексное исследование шельфа Крыма, где могут находиться крупные газовые месторождения.