Переговоры в Вене: исход пока не ясен
Согласно достигнутым договоренностям, на нем на пятнадцать лет полностью прекращается любая деятельность, связанная с обогащением урана. При этом на объекте, под самым пристальным международным контролем, должны быть прекращены как вся научно-исследовательская деятельность, связанная с ядерной физикой, так и отработка связанных с этим вопросом технологий.
Иран должен произвести технические мероприятия в отношении реактора на тяжелой воде, строительство которого практически завершено в Араке, полностью исключающие возможность получения оружейного плутония. Кроме того, Иран берет на себя обязательство в ближайшие пятнадцать лет не строить реакторы на тяжелой воде.
Инспекторам МАГАТЭ будет обеспечен свободный доступ на ряд ядерных объектов Ирана, а также созданы условия для непрерывного мониторинга деятельности как используемых центрифуг, так и находящихся на консервации. Кроме того, в отношении ряда объектов международные инспектора будут обладать правом внезапных проверок, с предварительным уведомлением за два часа.
Резолюции Совета Безопасности ООН, вводящие санкции против Ирана, будут отменены после того, как МАГАТЭ представит доклад о выполнении Тегераном первого этапа мероприятий, связанных с вопросами обогащения, количества центрифуг, Фордо и реактора в Араке. Кроме того, после предоставления этого доклада, будут не отменены, а приостановлены односторонние санкции против Ирана, введенные США и Евросоюзом. На этом список дипломатических достижений заканчивается и начинается другой, прямо противоположный по содержанию.
Иран категорически отвергает предложения об ужесточении форм контроля, внесенные западными делегациями. Так, в частности, специальным решением Маджлиса запрещены так называемые «интервью» иранских ученых-атомщиков, которые собирались проводить инспектора МАГАТЭ. Кроме того, Тегеран однозначно высказался против того, чтобы международные инспекции имели право всеобъемлющих и внезапных проверок в отношении любых объектов, которые могут, по их мнению, быть связаны с иранской ядерной программой.
Иран продолжает настаивать на том, что ряд международных и односторонних санкций должен быть отменен сразу после подписания Соглашения. США и его союзники утверждают, что до снятия одной части санкций и приостановки другой должно пройти некоторое, достаточно значительное время, за которое «шестерка» должна убедиться в добросовестном исполнении Тегераном взятых на себя обязательств. По этому поводу Верховный лидер аятолла Али Хаменеи достаточно справедливо заметил, что предлагаемый Вашингтоном и его союзниками механизм будет занимать слишком много времени и не содержит гарантий полной отмены всех санкций. Часть этих вопросов пытается решить своим визитом в Тегеран для встречи с Хасаном Роухани и главой Высшего совета национальной безопасности Али Шамхани глава МАГАТЭ Юкио Амано.