Формирование цен на бензин: сговор или государственная политика

Россия относится к числу стран, которые, являясь крупными производителями и экспортерами нефти, одновременно сохраняют у себя высокие цены на бензин. Автомобильный рынок страны стремительно расширяется, соответственно, и спрос на топливо пропорционально возрастает. Личными автомобилями владеют более 40% российских семей, поэтому проблема подорожания бензина становится весьма актуальна. Существует несколько причин, почему конечные потребители сегодня получают топливо по завышенной цене, при условии, что Россия — крупнейшая нефтяная держава.
На сегодняшний день Россия является одним из лидеров в мире по объемам нефтедобычи, однако на внутреннем рынке страны наблюдается высокий уровень цен на нефтепродукт. США является крупнейшим импортер, а Россия — крупнейший после Саудовской Аравии поставщик нефти, при этом внутрироссийские и внутриамериканские цены на бензин примерно одинаковы, хотя цены на нефть в России ниже мировых в несколько раз. Кроме общих (рост цен на нефть) можно выделить еще ряд причин, оказывающих влияние на формирование цены автомобильного топлива на внутреннем рынке страны, передает «Деловой АвтоКлуб».
Во-первых, как правило, страны-экспортеры нефти дотируют производителей бензина, не позволяя им устанавливать высокие цены. В России же, наоборот, власти не дотируют производителей и потребителей бензина, несмотря на экспортный потенциал страны, и облагают топливо налогами, которые повышают его цену. Такая налоговая политика весьма выгодна для государства, так как она обеспечивает 35% бюджета страны.
Российские нефтяные компании предпочитают экспортировать нефть, поскольку, чем выше мировая цена, тем выгоднее ее экспортировать и тем меньше ее перерабатывать внутри страны. Чтобы большая часть нефти перерабатывалась внутри страны, правительство повышает экспортные пошлины на нефть. Эти меры позволяют не снизить цены на бензин, а остановить их рост, так как компании частично закладывают объем пошлины в себестоимость бензина. Последнее повышение экспортной пошлины пришлось на 1 февраля 2008 года. Она была увеличена на рекордные 21% — с 275,4 долл. до 333,8 долл. за тонну. При условии, что 85% нефти идет на экспорт, такая таможенная политика предоставляет неплохие средства в казну, что, определенно, выгодно для государства.
Есть и другие причины высокой стоимости бензина в России, прежде всего — вертикально интегрированные нефтяные компании, занимающие около 80% рынка нефтепродуктов в стране. На региональном уровне они могут договориться о совместном повышении цены на нефтепродукты, причем доказать такой сговор достаточно сложно. Наибольший уровень монополизации сложился в секторе оптовых поставок топлива. Независимые АЗС, продающие бензин в розницу, зависят от вертикально интегрированных компаний и не имеют возможности выбора поставщика. Оптовая цена растет, и независимые АЗС работают ниже минимального уровня рентабельности. Как коммерческое предприятие, они стоят перед выбором — либо повышать цену в рознице, либо избавляться от бизнеса. Повысить цены они не могут, так как их цены станут неконкурентными. Бороться против ценового сговора правительству практически нечем из-за несовершенства антимонопольного законодательства.
К тому же, еще одна проблема — уровень износа основных фондов. В нефтедобыче он близок к 65%, в нефтепереработке — к 80%. НПЗ нуждаются в масштабной реконструкции. По разным оценкам, в отечественную нефтяную отрасль в ближайшие 20 лет необходимо вложить около 300 млрд. долл.
Таким образом, повышение розничной цены может обеспечить нефтяным компаниям приток средств, которые они недополучают из-за жесткого налогообложения и высоких таможенных пошлин. В свою очередь, государство, несомненно, выигрывает от проведения такой политики по отношению к нефтяным компаниям. Единственные, кто в этой ситуации страдает — это конечные потребители, получающие топливо по завышенным ценам.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть торгуется в минусе вторую неделю подряд
Нефть в пятницу утром готовится завершить в минусе вторую неделю подряд, поскольку опасения растущего избытка предложения перевешивают потенциальные перебои в поставках, свидетельствуют данные торгов и комментарии аналитика.
Chevron планирует экспортировать миллион баррелей нефти из Венесуэлы
Американский нефтегазовый гигант Chevron планирует экспортировать 1 миллион баррелей нефти из Венесуэлы после заявлений президента США Дональда Трампа по ситуации в стране, сообщило агентство Блумберг.