Вагит Алекперов: государство должно стимулировать частные инвестиции в производство высококачественных топлив
Сегодня одна из основных проблем, волнующих российских нефтяников, — это проблема переработки добываемой нефти. Последняя встреча представителей крупного бизнеса с президентом РФ Владимиром Путиным была почти целиком посвящена углубленной переработке сырьевых ресурсов и развитию производств с высокой добавленной стоимостью. На встрече подчеркивалось, что Россия должна предпринять усилия для перехода от простой эксплуатации природных ресурсов к их глубокой переработке.
В состав нефтеперерабатывающего комплекса «ЛУКОЙЛа» в настоящее время входят 4 крупных НПЗ (Волгоград, Пермь, Нижний Новгород, Ухта), 2 мини-НПЗ (Когалым, Урай) и 3 предприятия за рубежом (Украина, Болгария, Румыния). Переработка нефтяного сырья на заводах компании за 2006 год, по предварительным оценкам, составила 48,89 миллиона тонн, в том числе на российских заводах (с учетом мини-НПЗ) — 39,5 миллиона тонн, на зарубежных заводах — 9,41 миллиона тонн. По сравнению с 2005 годом общий объем переработки вырос на 3,4 процента. Глубина переработки на НПЗ «ЛУКОЙЛа» постоянно увеличивается и в 2006 году достигла в среднем 76,8 процента.
Принимавший участие во встрече президент крупнейшей российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов подчеркнул, что видит задачей номер один для российских нефтяников — перерабатывать всю добываемую нефть на заводах российских компаний как на территории РФ, так и за рубежом.
О том, что предпринимает компания «ЛУКОЙЛ» для достижения этой цели, рассказывает президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.
Зачем нам нефтепереработка?
«ЛУКОЙЛ» поставил перед собой стратегическую задачу — войти в мировую элиту энергетических корпораций. Это означает, что и в области переработки нефти компания должна соответствовать лучшим мировым показателям. К сожалению, по некоторым из них мы пока отстаем. Так, например, НПЗ компании переработали в прошлом году только 45 процентов добытой нефти, в то время как у пятерки лидеров этот показатель достигает 100 процентов, а некоторые из них перерабатывают нефти даже больше, чем добывают.
Между тем, по подсчетам специалистов, российские компании теряют от 50 до 100 долларов с каждой тонны нефти, если не перерабатывают свое сырье и не продают конечный продукт с более высокой добавленной стоимостью.
Важным стимулом для дальнейшего развития и модернизации нефтепереработки является также быстро меняющаяся ситуация на топливном рынке России. Как известно, НПЗ бывшего Советского Союза были в первую очередь ориентированы на производство мазута для нужд электроэнергетики, а также низкооктанового бензина и дизельного топлива для грузового автотранспорта, армии и сельского хозяйства. При этом в последнюю очередь уделялось внимание качеству топлива.
В наши дни складывается принципиально иная ситуация. Современный автопарк, потребляющий высокооктановое, качественное топливо, растет опережающими темпами. Так, по данным государственных структур, количество автомобилей в России вырастет к 2015 году более чем на 70 процентов, до 42-47 миллионов единиц. Причем основным фактором роста станет почти 3-кратное увеличение числа иномарок, в том числе собираемых в нашей стране. Это, в свою очередь, приведет к 50-процентному росту потребления автобензинов, в особенности высокооктановых, до 32-38 миллионов тонн. Кроме того, согласно постановлению правительства РФ N 609 с января 2008 года страна перейдет на потребление топлива стандарта Евро-3, а с января 2010-го — Евро-4, а значит, к этому времени производство низкооктановых (76 и 80) сортов должно быть прекращено.
Слабое звено
К таким переменам нефтеперерабатывающая отрасль России в настоящее время не вполне готова. Технологическое оснащение российских заводов позволяет сегодня получать из 1 тонны нефти в среднем только 16 процентов бензинов. Для сравнения: в США этот показатель составляет 43 процента, в странах ЕС — 23 процента. За прошедшие 5 лет, несмотря на инвестиции ряда нефтяных компаний, производство бензинов в РФ удалось увеличить лишь на 20 процентов — до 34 миллионов тонн. При этом рост был достигнут в основном за счет загрузки неиспользуемых мощностей НПЗ. Однако даже если максимально (до 95 процентов) загрузить сырьем все российские заводы, они смогут увеличить производство бензина еще приблизительно на 10 миллионов тонн в год, но при этом вынуждены будут ежегодно выпускать дополнительно 30 миллионов тонн дизельного топлива и мазута, которые надо будет экспортировать.
Поэтому совершенно очевидно, что дальнейшее наращивание производства качественного автомобильного топлива возможно только путем проведения кардинальной модернизации заводов, оцениваемой специалистами в 15-20 миллиардов долларов (в ценах 2005 года). В противном случае уже к 2010 году в стране может возникнуть дефицит высокосортного бензина с такими печально известными последствиями, как очереди на бензоколонках, рост цен и распространение «бодяжных» сортов.
Топливные инновации
В этой ситуации мы по мере возможности пытаемся не допустить подобного развития событий. Так, например, наши инвестиционные расходы на модернизацию НПЗ в течение последних нескольких лет превышают полмиллиарда долларов ежегодно. В 2007 году на эти цели планируется направить почти 800 миллионов долларов.
В результате строительства и пуска в эксплуатацию новых технологических установок на российских заводах Компании производство высокооктановых бензинов в 2006 году превысило 75 процентов от их общего объема. Был освоен выпуск целого ряда новых видов продукции. В 2005 году заводы в Перми, Нижнем Новгороде и Ухте первыми в России начали крупномасштабное производство экологически чистого дизельного топлива, соответствующего европейскому стандарту ЕN-590 (Евро-4).
В начале 2006 года Нижегородский НПЗ приступил к выпуску бензина стандарта Евро-3, и спустя несколько месяцев «ЛУКОЙЛ» вышел на рынок с новым брендом «ЭКТО». Бензины «ЭКТО-92» и «ЭКТО-95» обладают улучшенными эксплуатационными свойствами, соответствуют стандартам Евро-3 и превышают требования государственных стандартов. В этом же году на нашем Волгоградском НПЗ была введена в эксплуатацию установка каталитического риформинга бензинов. Этот уникальный объект увеличивает долю производства высокооктановых автомобильных бензинов с 60 процентов до 83 процентов от общего объема. Дальнейшая реконструкция предприятия, а именно ввод в эксплуатацию установки изомеризации в 2008 году, позволит предприятию выпускать автомобильные бензины, соответствующие требованиям стандартов Евро-3 и Евро-4.
Осенью 2006 года мы начали строительство Комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля на Нижегородском НПЗ. Общий объем инвестиций в реализацию этого проекта — около 600 миллионов долларов. По сути мы начали строительство фактически нового нефтеперерабатывающего завода, который позволит заметно увеличить объемы производства нефтепродуктов и будет способствовать насыщению российского рынка высококачественным топливом, что, безусловно, скажется на стабилизации цен.
В целом в соответствии с нашей программой стратегического развития к 2016 году «ЛУКОЙЛ» планирует увеличить нефтеперерабатывающие мощности в России на 15-20 миллионов тонн в год и выпускать только высокооктановые бензины, а вся продукция будет соответствовать стандарту Евро-5. Кроме того, мы намерены приобрести новые нефтеперерабатывающие активы за пределами Российской Федерации.
Десятилетка качества
В ближайшее десятилетие в бизнес-сегменте «Переработка и сбыт» «ЛУКОЙЛа» должны произойти, можно сказать, революционные преобразования. Именно такие задачи поставлены в новой Стратегии интенсивного роста Компании на 2007-2016 годы. За этот отрезок времени перерабатывающие мощности должны возрасти до 100 миллионов тонн сырья в год. Индекс технологической сложности Нельсона наших НПЗ составит в среднем 8,8 пункта, что позволит вырабатывать в два раза больше высококачественных моторных топлив из одного и того же объема перерабатываемой нефти.
Для выполнения столь амбициозных задач Стратегия предусматривает масштабные инвестиции в бизнес-сегмент «Переработка и сбыт». В зависимости от развития рыночной конъюнктуры по консервативному или оптимистическому сценарию они составят от 13,5 до 24,3 миллиарда долларов.
Высший передел
Более высокие переделы сырья и, соответственно, дополнительные доходы обеспечивает нефте- и газохимический комплекс «ЛУКОЙЛа», в состав которого входят предприятия в России и за рубежом. Сегодня Группа «ЛУКОЙЛ-Нефтехим» обеспечивает около 40 процентов российского спроса на полиэтилен низкого давления, 30 процентов полиакрилонитрильных волокон, 20 процентов фенола. Химическая продукция Группы поставляется более чем в 50 зарубежных стран. Полным ходом идет модернизация предприятий. Так, на заводе «Ставролен» в Буденновске завершается строительство современного производства полипропилена мощностью 120 тысяч тонн в год, а в Саратове готовятся к запуску мощности по производству важнейшего для золотодобычи продукта — цианида натрия.
Совместно с «Газпромом» создано совместное предприятие по производству в Республике Башкортостан терефталиевой кислоты и полиэтилентерефталата. Общий объем инвестиций в этот проект составит свыше 22 миллиардов рублей. Одним из крупнейших должен стать проект строительства газохимического комплекса на Юге России. Надежной сырьевой базой для него станут сухопутное Центрально-Астраханское месторождение, а также газовые кладовые, открытые «ЛУКОЙЛом» в северной части Каспия.
Значимость нефтехимического бизнеса для Компании закреплена в новой Стратегии развития «ЛУКОЙЛа», которая предусматривает до 2016 года инвестиции в размере 10,2 миллиарда долларов.
Общая задача бизнеса и государства
Между тем понятно, что «ЛУКОЙЛ» и другие российские нефтяные компании смогут подтянуть отечественную нефтепереработку до мирового уровня только при содействии государства, которое должно стимулировать частные инвестиции в наращивание объемов производства высококачественных топлив.
Представляется целесообразным предоставить налоговые льготы, а именно приблизить к мировым стандартам механизм начисления амортизации, снизить или отменить ставку налога на прибыль, направляемую на реконструкцию НПЗ, снизить импортные пошлины на оборудование для нефтепереработки, на катализаторы и присадки для производства автобензинов.
Другой важной мерой могло бы стать снижение акцизов на качественные, экологичные моторные топлива. К сожалению, в настоящее время ставка налога на дизельное топливо не дифференцирована в зависимости от его качества, а автобензины с высоким октановым числом облагаются большим акцизом, чем низкооктановые, что фактически дестимулирует производителей.
Со своей стороны наша Компания намерена продолжать реализацию программы коренной модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и в связи с этим объявляет 2007 год «годом переработки».