Трамп ищет замену российской нефти в Венесуэле и Саудовской Аравии
21 November 2025, 12:11

Дональд Трамп стягивает американские ударные группы к Венесуэле и обхаживает кронпринца Саудовской Аравии в Белом доме. За его политикой может стоять и нефть, полагают эксперты. По их мнению, президент США хочет больше контроля над мировыми потоками сырья, чтобы влиять на Россию и Европу.

«Почему кронпринцу Саудовской Аравии удалось реабилитироваться (после убийства журналиста в турецком посольстве) и добиться двух визитов в США (первый — Байден в Эр-Рияде, а второй — сам в Вашингтон при Трампе)? Нефть. Почему Трамп так заинтересован в Венесуэле, что рассматривает возможность военных действий против президента Николаса Мадуро? Нефть», — пишет в Х обозреватель Bloomberg Хавьер Блас.

Российские аналитики не склонны считать, что американский президент концентрируется сугубо на нефти, но такой интерес у него может быть.

«Если мы говорим про Венесуэлу, то здесь могут быть определенные тактические соображения у Трампа, чтобы отвести внимание от внутренних проблем», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

В то же время, полагает он, если смотреть с точки зрения нефти, то США могут рассчитывать на смену власти в Венесуэле, чтобы в среднесрочной или долгосрочной перспективе нарастить там добычу, замещая российскую нефть.

«Даже госсекретарь Марко Рубио признал, что все санкции против России уже введены и остался, по сути, только запрет на покупку российской нефти. Да, это будет удар по России, если мы не сможем продавать свою нефть. Но нет никаких гарантий, что такой план у США сработает. Против Ирана санкции есть, но они продают нефть. Китай берет их нефть. Но, чтобы понять, надо попробовать нас заменить», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ.

Пока заменить Россию невозможно, так как она совместно с Саудовской Аравией участвует в ОПЕК+.

«И Трамп может прощупывать почву: готовы ли они разорвать соглашение? Насколько способны увеличить объем добычи? В какие периоды?» — продолжает Игорь Юшков.

По Венесуэле проблема состоит в том, замечает эксперт, что увеличение добычи потребует времени и больших инвестиций, так как нефтяная индустрия Венесуэлы сильно деградировала за последние десятилетия: «Поэтому сделать все быстро не получится. Не факт, что это вообще удастся сделать».

Игорь Юшков замечает, что есть еще одна теория нефтяного интереса Дональда Трампа к Венесуэле и Саудовской Аравии. США выходят на плато добычи нефти, и возникает вопрос, а что дальше. Основные сливки со сланцевых месторождений они уже сняли, и каждая последующая формация будет более сложной и дорогой. И тогда, замечает эксперт, встанет вопрос, а где дальше брать нефть, если и сейчас США, несмотря на гигантский экспорт, остаются нетто-импортером сырья.

Советник управляющего фонда «Индустриальный код» Максим Шапошников отмечает, что Саудовская Аравия — давний союзник США в ближневосточном регионе.

«Сейчас влияние Вашингтона на Эр-Рияд серьезно ослабло, и президент США пытается восстановить былые отношения, очевидно, приводя аргументацию в пользу сотрудничества. Безусловно, основной интерес США — это контроль за нефтяными потоками, что позволит окончательно добить экономику ЕС и мотивировать крупные компании из Европы перебазироваться в США», — говорит эксперт.

В ФГ «Финам» также не исключают желания США влиять на мировой рынок нефти через Саудовскую Аравию и Венесуэлу.

«Есть мнение, что существуют негласные договоренности между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией относительно требуемого диапазона цен, и принятие ОПЕК+ решений по увеличению добычи нефти было частью этой договоренности», — замечает аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.

По его словам, Саудовская Аравия не может сильно поднять цены и могла выбрать стратегию компенсации низких цен возвратом себе доли рынка, если только ее саму не убедили в этом.

«Мы оцениваем вероятность такой договоренности как достаточно высокую. Стороны придерживаются мнения, что цены на нефть должны находиться в диапазоне $ 60−70 за баррель. Этот диапазон цен выше себестоимости добычи в США и даже позволяет увеличивать добычу в стране», — поясняет Николай Дудченко. Он приводит данные Минэнерго США о том, что добыча в стане превышает 13,8 млн баррелей в сутки, а в начале года составляла около 13,4−13,5 млн.

В ФГ «Финам» пока не оценивают вероятность полномасштабной операции США против Венесуэлы как очень высокую, так как Дональд Трамп вряд ли рискнёт «завязнуть» в войне накануне промежуточных выборов 2026 года.

В то же время, говорит Николай Дудченко, латиноамериканская страна может в определенной степени выступать в качестве заложника и использоваться впоследствии для решения сразу нескольких задач, одной из которых может быть воздействие на нефтяные рынки.

«Мы не считаем, что проблема наркокартелей — это ключевая причина эскалации», — добавил аналитик ФГ «Финам».

eadaily.com

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Средняя цена Urals в ноябре для расчета НДПИ - $44,87 за баррель
Минэкономразвития опубликовало средний уровень цены нефти Urals за ноябрь 2025 года, которая будет применяться для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), - $44,87 за баррель.
Запасы нефти в США выросли на 574 тыс. баррелей за неделю
Коммерческие запасы нефти в США на прошлой неделе увеличились на 574 тыс. баррелей, сообщает Trading Economics.