OPEC. Мировая экономика от 14 мая 2025
-
Мировая экономика продолжает демонстрировать устойчивую тенденцию роста, несмотря на недавние события, связанные с тарифами. Последние данные по экономическому росту за 1 квартал 25 года показывают, что и Китай, и Еврозона продемонстрировали более высокие темпы роста, чем ожидалось. Кроме того, недавно объявленное соглашение между США и Китаем о существенном снижении тарифов в течение следующих 90 дней представляет собой значительный шаг к ослаблению напряженности в отношениях между двумя экономиками. Это событие может оказать дальнейшую поддержку глобальному экономическому росту в ближайшие месяцы, хотя окончательное соглашение еще предстоит увидеть.
В целом на экономический рост в США в I квартале 25 года повлияло увеличение импорта, которое, возможно, было вызвано опережающим ростом тарифов в преддверии ожидаемого повышения. При этом внутренняя экономическая активность в США оставалась стабильной, хотя и более умеренными темпами. Учитывая недавнее замедление мировой экономической активности, прогноз глобального роста на 2025 год составляет 2,9 %, что отражает небольшой пересмотр в сторону понижения по сравнению с оценкой, сделанной в прошлом месяце. Однако прогноз на 2026 год остается неизменным — 3,1 %.
После резкого роста импорта в 1 квартале 25 года экономический рост в США немного снизился. Однако в оставшуюся часть года прогнозируется его восстановление на фоне нормализации торговых отношений и сохранения устойчивой внутренней активности. Кроме того, при условии достижения разумных торговых соглашений с большинством торговых партнеров Соединенных Штатов ожидается ослабление глобальной экономической неопределенности. В то же время Еврозона показала более высокие результаты, чем ожидалось, в 1 квартале 25 года и, как ожидается, примет меры по смягчению негативного воздействия тарифов США путем заключения новых торговых соглашений с другими партнерами при поддержке фискальных и монетарных стимулов. В результате прогноз роста экономики страны на 2025 год был несколько повышен.
Аналогичным образом Япония, возможно, сможет компенсировать некоторые негативные последствия американских тарифов за счет мер внутреннего стимулирования, а также других действий. В других странах, хотя Китай может в определенной степени пострадать от торговых споров, у экономики есть несколько способов ограничить их влияние, включая меры внутреннего стимулирования и диверсификацию экспортных рынков, как это уже наблюдалось в апреле. Динамика высоких темпов роста в Индии сохранится в ближайшей перспективе, так как ожидается, что тарифы США окажут на нее лишь незначительное влияние. Бразилия и Россия, по прогнозам, сохранят устойчивый рост в 2025 и 2026 годах.
Таблица 3 — 1: Темпы экономического роста и их пересмотр, 2025-2026 годы*, %

Обновленная информация о последних событиях в мире
Мировая экономика продолжает испытывать неопределенность в условиях меняющегося торгового ландшафта, хотя первые показатели свидетельствуют об устойчивом потребительском спросе в основных странах в 1 квартале 25 года. Несмотря на снижение потребительского доверия, потребительские расходы остаются относительно стабильными. Позитивные сигналы от торговых переговоров также оказывают определенную поддержку. США и Китай достигли 90-дневного соглашения о снижении тарифов: США сократили тарифы на китайский импорт до 30 % со 145 %, а Китай снизил тарифы на американский импорт до 10 % со 125 %, что знаменует собой значительное ослабление напряженности.
Ранее США и Великобритания достигли первой предварительной торговой сделки в рамках 90-дневной паузы, инициированной администрацией США, установив тарифную квоту на импорт автомобилей и отменив тариф на сталь для Великобритании. США заявили, что за этим могут последовать дальнейшие соглашения. Изменения в торговле в 1 квартале 25 года повлияли на экономический рост: в США наблюдалось сокращение импорта из-за повышения уровня импорта в преддверии введения тарифов, в то время как Китай и Еврозона сообщили о положительных показателях за 1 квартал 25 года благодаря росту экспорта в преддверии введения тарифов США.
Согласно первой оценке Бюро экономического анализа (БЭА), в США в 1-м квартале 25-го года экономический рост сократился на 0,3 % по сравнению с предыдущим кварталом (SAAR). Это произошло после роста на 2,4% в 4 квартале 24 года и роста на 3,1% в 3 квартале 24 года и 3,0% во 2 квартале 24 года. Еврозона в 1 кв. 25 г. зарегистрировала рост на 1,4%, кв/кв, SAAR, что выше пересмотренного показателя 1,0% в 4 кв. 24 г., но ниже 1,7% в 3 кв. 24 г. Темпы роста в Японии в 4Q24 составили 2,2%, кв/кв, SAAR, по сравнению с 1,4% в 3Q24, чему способствовали как частные, так и государственные расходы, как сообщило Министерство экономики, торговли и промышленности.
В странах, не входящих в ОЭСР, рост экономики Китая в 1 квартале 25 года составил 5,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что соответствует уровню 4 квартала 24 года, чему способствовали фискальные и монетарные меры и продолжающаяся стабилизация сектора недвижимости. Экономике также помогло сохранение крупных объемов экспорта в преддверии введения тарифов, что свидетельствует об эффекте опережающего роста. Рост экономики Индии в 4 квартале 24 года составил 6,2% по сравнению с 5,6% в 3 квартале 24 года, чему способствовали высокие темпы роста частного и государственного потребления и восстановление промышленной активности. Пересмотренный рост экономики России в 4К24 составил 4,5% по сравнению с 3,3% в 3К24 и 4,3% во 2К24, что отражает более высокий, чем ожидалось, потребительский спрос. Бразилия сохранила устойчивую динамику, зафиксировав рост на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4К24, после 4,0% в 3К24 и 3,3% во 2К24.
С начала 2025 года инфляция в основных странах ОЭСР снизилась. В США инфляция в апреле снизилась до 2,3% по сравнению с 2,4% в марте и 2,8% в феврале. В Еврозоне инфляция в апреле осталась на уровне 2,2% г/г, не изменившись по сравнению с мартом и немного снизившись по сравнению с 2,3% в феврале. Инфляция в Японии в марте составила 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что соответствует февралю, но ниже 4,0% в январе. В Великобритании инфляция в марте снизилась до 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, после 3,7% в феврале и 3,9% в январе. Европейский центральный банк (ЕЦБ) на апрельском заседании снизил ставку по депозитам на 25 базисных пунктов до 2,25%, а Федеральная резервная система (ФРС) США и Банк Японии (Банк Японии) на майских заседаниях оставили процентные ставки без изменений. Банк Англии на майском заседании снизил процентные ставки на 25 базисных пунктов (б.п.) до 4,25 %.
В странах, не входящих в ОЭСР, потребительские цены в Китае в апреле снизились на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оставшись на том же уровне, что и в марте, по сравнению с более резким снижением на 0,7% в феврале. Инфляция в Индии снизилась до 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в марте, по сравнению с 3,6% в феврале и 4,3% в январе. Инфляция в Бразилии в марте выросла до 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличившись с 5,1% в феврале и 4,6% в январе. В России инфляция продолжила расти и достигла 10,3% в марте по сравнению с 10,1% в феврале и 9,9% в январе.
Что касается решений в области денежно-кредитной политики, то Народный банк Китая (НБК) в мае снизил семидневную ставку обратного выкупа на 10 базисных пунктов до 1,4 %. Резервный банк Индии в апреле снизил ключевую ставку на 25 базисных пунктов до 6,0 %. В конце апреля Центральный банк России (ЦБ РФ) сохранил ключевую ставку без изменений на уровне 21,0%. Центральный банк Бразилии (ЦББ) на майском заседании повысил ставку Selic на 50 б.п. до 14,75% после повышения на 100 б.п. в марте.
Объем мировой торговли в феврале увеличился в стоимостном выражении, но снизился. Объем мировой торговли увеличился на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя и снизился по сравнению с 4,4% в январе и 3,1% в декабре 2024 года. Стоимостной объем торговли в феврале вырос на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сменив сокращение на 1,0% в январе и 0,8% в декабре. Восстановление стоимости торговли отражает эффект опережающего роста в преддверии ожидаемых тарифов, хотя расхождение между объемом и стоимостью по-прежнему обусловлено укреплением доллара.
График 3 — 1: Мировая торговля

Глобальные ожидания на ближайшую перспективу
90-дневное торговое соглашение между США и Китаем указывает на возможность заключения более долгосрочных соглашений, которые, вероятно, будут способствовать нормализации торговых потоков, но при потенциально повышенном уровне тарифов по сравнению с доапрельской эскалацией. Соглашение между США и Великобританией отражает готовность к достижению целевых сделок, а США заявляют, что переговоры с другими странами продолжаются. Тарифы на сталь, алюминий и автомобили, скорее всего, останутся в силе, но с возможными тарифными квотами и дальнейшим снижением, как это было в соглашении с Великобританией.
Потенциальные торговые сделки с другими странами, находящимися в схожем с Великобританией положении, такими как ЕС, Япония и Южная Корея, могут быть реализованы в ближайшие месяцы. Однако Великобритания, в отличие от трех других стран, не столкнулась с взаимными тарифами, что говорит о том, что окончательные тарифные ставки могут не полностью совпасть. Тем не менее, первые признаки некоторого компромисса со стороны США служат некоторым позитивным индикатором. Несмотря на это, пересмотренные тарифные ставки, скорее всего, останутся выше доапрельских уровней, продолжая оказывать негативное влияние на мировой рост.
Ослабление торговой напряженности в Северной Америке, а теперь и в Китае и Великобритании указывает на возможность заключения соглашений на основе 10-процентной тарифной ставки. В то же время риск замедления экономического роста побуждает или ускоряет принятие дополнительных мер поддержки, особенно в Германии, Китае и, возможно, в Японии, чтобы компенсировать некоторые из связанных с торговлей факторов снижения темпов роста.
Ожидается, что инфляционное давление возобновится, поскольку рост стоимости импорта и производственных затрат отразится на реальном секторе экономики. Однако пауза в смягчении кредитно-денежной политики в ведущих странах может помочь сдержать инфляцию. Ожидается, что ФРС возобновит снижение ставок во 2П25, а ЕЦБ, вероятно, будет поддерживать смягчение до 2025 года. Напротив, ожидается, что Банк Японии продолжит ужесточение во 2П25 после недавней паузы.
В странах, не входящих в ОЭСР, Бразилия и Россия, как ожидается, сохранят жесткую денежно-кредитную политику до 2026 года, учитывая, что они сталкиваются с постоянным инфляционным давлением. Индия и Китай, как ожидается, возобновят смягчение денежно-кредитной политики, поскольку инфляция в Индии замедлится, а в Китае сохранятся дефляционные риски.
Что касается фискальной политики, то США объявили о планах использовать доходы от тарифов для снижения уровня долга, финансирования инвестиций в инфраструктуру и предоставления налоговых льгот. Ожидается, что к концу года будет продлено действие налоговых льгот 2017 года. Новое коалиционное правительство Германии сохраняет приверженность увеличению расходов на инфраструктуру и оборону, оказывая поддержку экономике еврозоны. Ожидается, что Япония продолжит реализацию мер фискальной поддержки, объявленных в конце 2024 года.
В странах, не входящих в ОЭСР, ожидается, что Китай ускорит меры по поддержке внутреннего потребления, чтобы компенсировать потери экспорта, связанные с торговлей. Индия продолжит уделять особое внимание расширению промышленного потенциала и примет дополнительные меры, направленные на устранение дисбаланса на рынке труда, как указано в последнем союзном бюджете. Бюджетные возможности Бразилии остаются ограниченными, поскольку усилия по консолидации продолжатся до 2025 года. Ожидается, что государственные расходы России увеличатся в соответствии с последним бюджетным предложением, объявленным в конце 2024 года.
В апреле глобальные индексы менеджеров по закупкам (PMI) указали на продолжение роста в сфере услуг, хотя и более медленными темпами. Однако в обрабатывающей промышленности произошел спад.
Глобальный индекс PMI для обрабатывающей промышленности в апреле снизился до 49,3 по сравнению с 50,3 в марте и 50,6 в феврале.
Глобальный индекс PMI в сфере услуг замедлился до 50,8 в апреле по сравнению с 52,6 в марте и 51,5 в феврале.
График 3 — 2: Глобальный индекс PMI

Учитывая сокращение экономики США в 1 квартале 25 года и сохраняющуюся неопределенность в сфере торговли, частично компенсируемую дополнительными мерами поддержки ключевых экономик, прогноз роста мировой экономики на 2025 год составляет 2,9 %, что является пересмотром в сторону понижения по сравнению с прогнозом предыдущего месяца.
В 2026 году ожидается частичное, но не полное разрешение проблем, связанных с торговлей. Глобальный экономический рост прогнозируется на уровне 3,1 %, без изменений по сравнению с прогнозом предыдущего месяца.
Таблица 3 — 2: Темпы роста мировой экономики и их пересмотр, 2025-2026 годы*, %

OPEC. Мировая экономика от 14 апреля 2025