Газ, которого ждала Европа, ушел на восток

Американская компания Chevron – оператор разработки месторождений Левиафан и Тамар, крупнейших на шельфе Израиля – приняла решение увеличить экспорт в Египет. Партнер Chevron израильская Delek Drilling поддержала это решение. Левиафан рассматривался, как ресурсная база для поставок газа в Европу по трубопроводу EastMed. Поэтому увеличение поставок газа в Египет оставит Европу без израильского газа. Кроме того, без поставок из Израиля невозможно в ближайшем будущем обеспечить полную загрузку «Южного газового коридора».

НОВЫЙ ЭКСПОРТНЫЙ ГАЗОПРОВОД

Chevron владеет 39,7% акций месторождения Левиафана и 32,5% акций месторождения Тамар, является оператором обоих месторождений. Delek Drilling принадлежат 45,3% и 22% акций месторождений Левиафан и Тамар соответственно. Партнеры приняли решение инвестировать $235 млн в строительство экспортного газопровода для увеличения поставок в Египет.

На прошлой неделе Delek Drilling сообщила о подписании с компанией Israel Natural Gas Lines (INGL) контракта на строительство нового экспортного газопровода и расширение существующей газотранспортной системы у побережья Израиля.

INGL проложит подводный газопровод между израильскими городами Ашдод и Ашкелон, что позволит увеличить поставки в Египет с месторождения Левиафан до 7 млрд куб. м/г, говорится в сообщении израильской компании.

Финансирование проекта на 56% будет обеспечено за счет собственных средств участников консорциума. Остальная сумма будет получена в виде кредитов от банков, которые уже предоставили необходимые финансовые гарантии.

В конце прошлого года американская Chevron завершила сделку по приобретению за $5 млрд компании Noble Energy, которая была мажоритарным акционером в проектах по разработке месторождений Левиафан и Тамар. После завершения сделки Сhevron стала оператором на обоих месторождений, а вскоре было принято решение об увеличении экспорта газа в Египет на 44 млрд куб. м. Поставки должны начаться в период между июлем 2022 и апрелем 2023 года.

«Мы берем на себя большую часть расходов, связанных со строительством нового газопровода. Это подтверждает нашу уверенность в том, что мы продолжим наращивать экспорт в страны региона», – заявил Йосси Абу, исполнительный директор Delek Drilling.

ИЗРАИЛЬСКИЙ ГАЗ ДЛЯ ЕГИПЕТСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Экспорт газа с месторождения Левиафан начался в январе 2020 года в соответствии с контрактом, по которому Nobel Energy и Delek Drilling обязались поставить в Египет 85 млрд куб. м газа в течение 15 лет.

Последние десять лет потребление газа в Египте растет быстрыми темпами. В 2012 году, на следующий год после Арабской весны, страна превратилась из экспортера в импортера газа. В 2015 году на египетском шельфе итальянская Eni открыла месторождение Зохр, запасы которого оцениваются в 850 млрд куб. м. Добываемый на Зохр газ и поставки из Израиля должны полностью обеспечить потребности Египта. Излишки планируется экспортировать в виде СПГ. В конце 2018 года, после шестилетнего перерыва, Египет возобновил экспорт СПГ. В стране расположены два СПГ-завода совокупной мощностью 12,2 млн т/г, для полной загрузки которых собственных ресурсов не хватает. Египет намерен импортировать израильский газ, чтобы загрузить имеющиеся производственные мощности и увеличить экспорт СПГ.

Кроме Египта, газ с Левиафана с января прошлого года экспортируется в Иорданию в соответствии с контрактом, который предусматривает поставки в объеме 45 млрд куб. м в течение 15 лет. Подписание контракта на поставку израильского газа в Иорданию вызвало бурю возмущения в стране. Иорданский парламент даже одобрил законопроект о запрете поставок газа из еврейского государства. Однако правительство отвергло его, обосновав это тем, что страна нуждается в импортном газе для обеспечения энергетической безопасности.

Кроме того, ранее был заключен контракт с иорданским компаниями Arab Potash Company и Jordan Bromine Company на поставку газа в течение 15 лет в объеме 1,8 млрд куб. м/г. Поставки начались в 2017 году с месторождения Тамар.

Спрос на газ в Израиле оценивается примерно в 12 млрд куб. м/г. Министерство энергетики Израиля прогнозирует, что в 2025 году спрос достигнет 15 млрд куб. м/г, а в 2030 году превысит 18 млрд куб. м/г. Израильское правительство неохотно соглашается на увеличение экспорта газа, поскольку сомневается в оценке запасов месторождения Левиафан, которая была проведена по заказу Nobel Energy Derek Drilling компанией Netherland Sewell & Associates Inc. (NASI). В 2014 году NASI оценила запасы Левиафана по категориям доказанные и вероятные (2P в соответствие с западной методологией) в 621 млрд куб. м. Однако позже несколько независимых компаний не подтвердили эту оценку, что стало причиной громкого скандала и разбирательства в Кнессете (израильском парламенте).

Согласно последнему отчету Derek Drilling , который был представлен в июле 2020 года, доказанные и вероятные запасы месторождения Левиафан составляют 377 млрд куб. м, еще 270 млд куб. м отнесены к категории перспективных ресурсов.

CHEVRON ВЫБИРАЕТ БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Месторождение Левиафан рассматривалось, как ресурсная база для поставок газа в Европу по трубопроводу EastMed протяженностью 1900 км. Этот трубопровод, проложенный в основном по дну Средиземного моря, должен обеспечить поставку энергоносителей из Восточного Средиземноморья в страны Южной Европы – через острова Кипр и Крит в материковую Грецию, затем по газопроводу Poseidon в Италию или по интерконнектору (соединительному газопроводу) IGI между Грецией и Болгарией в другие европейские страны. Реализация проекта оценивается в $6-7 млрд.

В начале января 2020 года главы Израиля, Греции и Кипра подписали соглашение о строительстве EastMed мощностью 10 млрд куб. м/г с перспективой расширения до 20 млрд куб. м/г. Через несколько месяцев правительства всех трех государств ратифицировали это соглашение.

В декабре 2020 года США официально поддержали проект EastMed, поскольку он должен снизить зависимость Европы от поставок российского газа. После приобретения Chevron израильских активов Nobel Energy США даже рассматривают возможность войти в Газовый форум Восточного Средиземноморья в качестве наблюдателя, что обеспечит существенную поддержку EastMed.

Изначально экономическая целесообразность строительства EastMed подвергалась сомнению из-за отсутствия подтвержденных запасов на месторождении Левиафан, больших затрат и незначительного объема поставок газа на европейский рынок.

В конце прошлого года, после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР), начались поставки азербайджанского газа по «Южному газовому коридору» (ЮГК), который по утверждению западных экспертов должен стать воротами в Европу для нероссийского газа – не только азербайджанского, но и израильского. Сейчас из-за ограниченной ресурсной базы Азербайджан способен обеспечить загрузку ЮГК не более чем на треть. Более того, возможность его полной загрузки ставится под сомнение. В случае успешной реализации проекта EastMed, израильский газ мог бы обеспечить полную загрузку ЮГК.

Однако расширение экспортной инфраструктуры для увеличения поставок израильского газа в Египет похоронит проект EastMed. Ресурсной базы месторождения Левиафан недостаточно для поставок одновременно на Ближний Восток и в Европу. Став оператором двух крупнейших израильских месторождений газа, Chevron сделала выбор в пользу Ближнего Востока. Европа лишилась возможности получить израильский газ, а ЮГК рискует остаться незагруженным навсегда.

1prime.ru

 

Прогноз биржевых цен с 25 по 29 января

 

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Трамп отказался исключить Венгрию из санкций против российской нефти
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан просил президента США Дональда Трампа исключить Венгрию из санкций против российской нефти, заявил глава Белого дома.
ФАС перенесла ежегодное изменение тарифов на электроэнергию
Ежегодное изменение тарифов на электроэнергию в 2026 году переносится на 1 октября с 1 июля, это позволит своевременно принять все регулируемые тарифные решения, заявили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ.