Логин
Пароль Забыли?
   Запомнить меня
Войти →

Особое мнение

Сакович
Александр Владимирович
Начальник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, Минфин.
Родился 9 сентября 1945 года в г. Москве. В1968 г. с отличием окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина, а в 1971 г. аспирантуру при нем. Кандидат химических наук.
Работал в головных институтах Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР (ВНИПИНефть), Госплана СССР (ВНИИКТЭП), Государственного комитета по ценообразованию СССР (позже России) (НИИЦен). С 1994 года работает в Министерстве финансов Российской Федерации.
В настоящее время – начальник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики. Занимается вопросами таможенно-тарифного регулирования импорта и экспорта товаров (в частности, продукции отраслей ТЭК).

Поделиться в соц. сетях

  
 
интервью20 января 2012, 08:00
комментарий 03 Февраля 2012, 13:37

На мой взгляд, те, кто уверен, что массовый вывоз мазута был предопределен неудачной на их взгляд таможенно-тарифной политикой и что глубокую переработку нефти можно простимулировать ужесточением этой политики, просто путают причины и следствие.
Экспортная пошлина – это чисто фискальный инструмент, в той или иной мере изымающий в федеральный бюджет часть дополнительной прибыли, получаемой нефтяниками за счет благоприятной конъюнктуры цен на европейских рынках нефтяного сырья. В сложившихся у нас условиях регулирующая функция у нее практически отсутствует.
Это ярко продемонстрировала запретительная пошлина на нафту, после введения которой экспорт этого товара даже несколько увеличился. В 2009 и 2010 годах, несмотря на неуклонный рост затрат на производство и реализацию нефтепродуктов, крайне неблагоприятную конъюнктуру цен на них и фискальную политику, экспорт всех основных нефтепродуктов неуклонно рос.
Кстати о запретительной пошлине на нафту. Введение ее с точки зрения насыщения внутреннего рынка было бессмысленным, поскольку эта избыточная прямогонная фракция бензина никоим образом не могла повлиять на это насыщение. Если отбросить лукавство, то эта пошлина в конечном итоге вводилась в чисто фискальных целях как мера частичной компенсации потерь федерального бюджета от введения пресловутой формулы «60-66».
Таким образом, если зрить в корень, можно понять, что основная причина сложившейся ситуации – технологическая. После развала СССР Россия стала сверхизбыточной страной. Мы вывозим три четверти добываемого нефтяного сырья в сыром и переработанном виде. При этом перекос, сложившийся в 80-е годы прошлого столетия и выражающийся в повышенном внимании к нефтедобыче и пренебрежении к нефтепереработке (когда капвложения в добычу нефти в 20-25 раз (!!!) превышали капвложения в нефтепереработку), сохраняется до настоящих дней. В результате при сбалансированном внутреннем рынке (каковым он является уже более 10 лет) невостребованный на нем мазут (как и иные нефтепродукты) будет вывезен, невзирая на экономику, для него нет экспортной альтернативы, он избыточен. Искусственное запирание мазута при ограниченном резервуарном парке может привести к затовариванию внутреннего рынка, что приведет к свертыванию производства и возникновению угрозы дефицита не только бензина, но и других нефтепродуктов.
Когда я сегодня наблюдаю шумиху вокруг таможенно-тарифной политики как причины всех наших бед и панацеи для их преодоления, мне все чаще приходит на ум поговорка о плохом танцоре.
Беда в том, что таможенно-тарифной политикой сегодня активно занимаются или дают советы по этому вопросу Минэнерго, ФАС, Минприроды, Минсельхоз и даже МЧС, т.е. федеральные органы, в чью компетенцию не входят вопросы таможенно-тарифной политики. Профессионалы отодвинуты куда-то в сторону. Также как давно уже исчезли из круга готовящих и принимающих решения профессионалы – нефтепереработчики.
Вот почему мой ответ на последний вопрос нашего интервью достаточно пессимистичен.

интервью28 апреля 2011, 16:40
комментарий 29 Апреля 2011, 12:22

Сложно комментировать. На мой взгляд, Вы плохо знакомы с законодательством, не сильно разбираетесь со всеми технологиями экономики нефтяного комплекса. Из Вас так и прет коммунистическая идеология и демагогия.

интервью28 апреля 2011, 16:40
комментарий 29 Апреля 2011, 12:21

Я с Вами полностью согласен. В большей степени в сложившейся ситуации виновато государство, а не только правительство, так как налоговые законы принимаются Государсвенной Думой.

интервью28 апреля 2011, 16:40
комментарий 29 Апреля 2011, 12:21

Это закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» подпункта 1 пункта 2 статьи 21, номер закона 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. Но, для того, чтобы этим законом регулировать экспорт нефтепродуктов путем запретов или временных ограничений , то необходимо, чтобы данный продукт попал в перечень товаров, который утверждается Правительством РФ.

интервью28 апреля 2011, 16:40 вопрос эксперту28 апреля 2011, 16:40
Иваньков Сергей

Александр Владимирович, прокомментируйте, пожалуйста, решение Минэнерго о запрете экспорта бензинов из России.


Я считаю, что это глупо. Во-первых, как можно запрещать экспорт, если у нас есть закон, в котором говорится, что экспорт может быть запрещен только в исключительных случаях, в частности, если есть угроза критического недостатка нефтепродуктов на внутреннем рынке, то возможен запрет экспорта. Но, а где вы видите сейчас повсеместный дефицит? Есть локальный недостаток . С Алтая сообщалось, что бензинов еще хватит на 17 дней. Это не критическое положение. Сложившаяся проблема должна решаться организационными мерами. Что у нас раньше не было дефицита, где-нибудь в Находке, Архангельске? Но решались эти вопросы каким-то образом. Причем здесь запрет на экспорт бензина европейских НПЗ? Чтобы снабдить Алтайский край? Что касается Санкт-Петербурга, то там стоит огромный Киришский НПЗ, какой там может быть дефицит. Данный запрет является нарушением законодательства РФ. Не нужно было загонять нефтяников в ситуацию, когда одновременно необходимо было повысить акцизы и снизить цены на нефтепродукты. Акциз в конечном итоге платит потребитель, но, когда цена «замораживается», то убытки терпит нефтяная компания. И бесспорно нарушается их нормальная хозяйственная деятельность. Запрет на экспорт бензинов – это не мера. Я в интервью вашему изданию говорил, что причина повышения цен – это не мировые цены, связи с ними я не вижу, а индексация тарифов естественных монополий и налоговая фискальная политика государства. «Замораживая цены» государство осознанно создает для нефтяных компаний такие условия, что они должны производить продукцию себе в убыток.
интервью10 февраля 2011, 12:51
комментарий 22 Февраля 2011, 15:23

Я лично писал в свое время, что, конечно, это противоречит нашей Конституции, а именно, статье 4 и статье 8 Конституции РФ : ст.4 – верховенство Конституции РФ и закона, ст.8 – гарантирование единства экономического пространства, экономической политики. Конечно, эти законы нарушаются. Я на совещании комитета неоднократно заявлял об этих нарушениях, но мои замечания в принятых решениях не учитывались и воспринимались, как демагогия.

интервью21 июля 2010, 16:50 вопрос эксперту21 июля 2010, 16:50
Силин Андрей

Александр Владимирович, здравствуйте! Публикуются ли в интернете официальные данные о средних ценах нефти сорта Urals по итогам мониторинга, проводимого Минфином?

Нет, не публикуются, потому что по закону это не предусмотрено. Мониторинг цен нефти Urals для расчета пошлин мы делаем на основании данных агентств Argus и Platts – это международные котировочные агентства. По условиям этих агентств мы не публикуем у нас этих данных. Вместе с тем, итоги мониторинга озвучиваются для СМИ.
интервью14 июля 2010, 13:17 вопрос эксперту14 июля 2010, 13:17
Волжанин Юрий

Александр Владимирович, можете проконсультировать, какова будет ставка экспортной таможенной пошлины между самими странами участниками, и при отправке нефти и нефтепродукты в другие страны? Возможно ли, что будут применяться единые стандарты для всех участников?

Здесь вопрос больше политический, чем экономический. Министр финансов Кудрин озвучил, что пошлины внутри Таможенного союза будут сохранены до создания Единого экономического пространства. И этот вопрос будет решаться примерно до 2012 года. Я думаю, что все, что выше внутренней потребности Таможенного союза, будет облагаться стандартной пошлиной, единой для всех участников. Какие пошлины будут установлены внутри союза – сказать сложно. На мой взгляд, в Таможенном союзе внутри пошлин не должно быть вообще. Только на внешних границах. Впрочем, Белоруссия еще не поставила точку в переговорах, дала понять, что может пересмотреть решение о вхождении в Союз. Казахстан, в отличие от Белоруссии, достаточно избыточен с точки зрения нефти, но достаточно дефицитен с точки зрения нефтепродуктов. А Белоруссия – полностью зависима от внешних поставок энергоносителей, хотя обладает мощнейшей нефтепереработкой.
интервью21 июня 2010, 17:22 вопрос эксперту21 июня 2010, 17:22
Мастерков Сергей

Александр Владимирович, могли бы Вы подробно прокомментировать заявления вице-премьера о новой формуле пошлины для нефти Восточной Сибири, как конкретно она будет рассчитываться при различном уровне цен на нефть?

Совместные предложения Минфина и Минэнерго, озвученные вице-премьером И.И. Сечиным., предполагают следующее. При внешней цене нефти (по мониторингу) ниже $50 за баррель пошлина взиматься не будет, сохраниться ставка 0. Далее вводится коэффициент 0,45. Допустим, средняя цена по нашему последнему мониторингу - $71,28 за баррель, это - $520,4 за тонну. Мы должны вычесть из этой цены цену, равную $365 за тонну, что эквивалентно $50 за баррель, и умножить на 0,45. Т.е. (520,4- 365)* 0,45 = $69,9 за тонну, что и заложено в проект постановления на июль. Т.е. изъятие составит 28% от стандартной пошлины на нефть или около 13% от цены на нефть. Этот механизм должен применяться для всех месторождений Восточной Сибири с 1 июля до конца 2010 года. Стандартное сегодняшнее пошлинное изъятие - 65% - при цене выше $25 за баррель, 45% - при цене $20-25 и 35% при цене $15-20. Что касается "внутренней нормы доходности", то по расчетам, эта норма превысит 15% при цене на нефть выше $70 за баррель и валютном курсе не ниже 27,5 руб. за доллар. В этом случае к экспорту нефти будет применен обычный порядок взимания пошлины в полном объеме. Этот пока относится, прежде всего, к Ванкорскому месторождению, и он, возможно, будет применяться для него с 2011 года. По другим месторождениям также планируется дифференциация. Таким образом, с июля должна начаться реализация первой части вышеуказанных предложений. Что касается второй части, то она требует некоторой доработки и нормативно-правового оформления.
интервью29 января 2010, 16:29
комментарий 04 Февраля 2010, 14:48

Я скорее соглашусь со вторым комментатором. Шансы на то, что белорусская сторона сейчас пойдет на приватизацию, минимальны.