29 May 2017, 12:12
Приразломное нефтяное месторождение
29 May 2017, 12:12

Название: Приразломное нефтяное месторождение

Расположение: В Печорском море в 60 км от берега.

Лицензия: Владелец — ООО «Газпром нефть шельф» (100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром нефть»).

Оператор разработки: ООО «Газпром нефть шельф»

Запасы: На момент начала извлекаемые запасы оценивались более чем в 70 млн тонн нефтяного эквивалента. По состоянию на январь 2017 года на месторождении было построено десять скважин: шесть добывающих, три нагнетательных и одна поглощающая. Всего же к 2023 году планируется пробурить 32 скважины — 19 добывающих, 12 нагнетательных и одну поглощающую. Бурение скважин планируется завершить в 2022 году.

Добыча: Началась 20 декабря 2013 года. Первая нефть с месторождения была отгружена 18 апреля 2014 года. В 2014 году было добыто 300 тыс. тонн нефти, в 2015 году — 800 тыс. тонн нефти, в 2016 году — 2,15 млн тонн нефти. Выход на проектную мощность — 4,8 млн тонн нефтяного эквивалента — запланирован на 2023 год. Период эксплуатации месторождения — 36 лет.

Транспортировка: Нефть с месторождения сначала транспортируется на танкер-накопитель «Умба», установленный на рейде в Кольском заливе вблизи Мурманска, дедвейтом 300 тыс. тонн, а уже оттуда отдельными танкерами идет в Европу.

Особенности: Первый и пока единственный в России проект по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. Нефть, добываемая на Приразломном месторождении, получила название Arctic Oil (ARCO).

Месторождение, как принадлежащее «Газпром нефти», находится под санкциями.

Чистый убыток ООО «Газпром нефть шельф» в 2014 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», составил 3,3 млрд рулей.

Одна из новелл фильма «Елки 5» происходит на платформе «Приразломная», с которой ведется добыча на месторождении.

История освоения: Освоение Приразломного — пожалуй, самый известный реализованный долгострой в российской нефтегазовой отрасли. Оно было открыто в 1989 году производственным объединением «Арктикморнефтегазразведка».

В 1992 году для его освоения была создано ЗАО «Росшельф», где одним из акционеров был «Газпром» с долей в 20%. «Росшельфу» принадлежала лицензия на месторождение.

Изначально предполагалось разрабатывать Приразломное с привлечением зарубежных инвесторов — в качестве партнеров или финансирующих организаций назывались Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация (IFC), BHP Petroleum, Wintershall AG. Заказ на строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» был размещен в 1995 году на ПО «Севмаш» (тогда — ПО «Севмашпредприятие». По расчетам «Росшельфа», добыча на месторождении должна была начаться в 1998-1999 годах, выход на проектный уровень — 5,8 млн тонн нефти в год — в 2001-2002 годах. Всего же добыча должна была вестись до 2020 года.

Однако иностранные компании по очереди отказывались от участия в проекте. В 1999 году BHP Petroleum — из-за экономической нецелесообразности проекта, а в 2001 году ее преемник — Wintershall AG — сообщил о заморозке проекта как минимум на год из-за невозможности договориться по условиям соглашения о разделе продукции.

В итоге в 2001 году было принято решение, что Приразломное будут разрабатывать три российских компании: «Газпром», «Росшельф» и «Роснефть». Лицензия была передана в совместное предприятие «Росшельфа» и «Роснефти» — ООО «Севморнефтегаз». В 2002 году «Севморнефтегаз» подписал с «Севмашем» контракт на достройку платформы. Разумеется, срок ее сдачи сдвинулся на 2004 год, а добыча первой нефти на месторождении — на 2005 год. Интересный факт — в качестве основы «Приразломной» взяли подержанную платформу Hutton TLP, которую выкупили у Conoco. Ранее руководство «Росшельфа» и «Газпрома» выступало категорически против покупки подержанной платформы за рубежом.

Однако денег на постройку платформы не было, сроки завершения строительства постоянно переносились. В 2004 году из проекта ушла «Роснефть» — компания продала свои доли в «Росшельфе» и «Севморнефтегазу» «Газпрому», который по сути стал единственным оператором проекта.

В итоге платформа была готова в 2010 году, а после отбуксирована в Мурманск, где ее достраивали и балластировали бетоном. В августе 2011 года платформа была установлена на месторождении, а в декабре 2013 года началась добыча нефти Приразломного.

Текущий статус: Ведется добыча, идут работы по строительству новых скважин, планируется выход на максимальную добычу.

Происшествия: 18 сентября 2013 года активисты «Гринпис» попробовали проникнуть на платформу «Приразломная», с которой ведутся работы на месторождении. Им это не удалось, судно активистов Arctic Sunrise было арестовано и 24 сентября вместе с командой (30 человек) доставлено в Мурманск. Команда обвинялась в пиратстве, а также хранении и контрабанде наркотических средств. Однако в связи с амнистией команда в итоге была выпущена. 9 августа 2014 года корабль вернулся в Амстердам. В октябре 2014 года Следственный комитет прекратил дело в связи с амнистией.

www.neftianka.ru

Читайте недельный обзор по рынку нефти с 29 мая по 2 июня здесь.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
МЭА сообщило о падении доходов от нефтеэкспорта РФ в марте на 20%
Экспорт российской нефти и нефтепродуктов в марте вырос на 210 тыс. баррелей в сутки по сравнению с предыдущим месяцем
Российская нефть застряла в море из-за санкций против Ирана
Под антииранские санкции США попала компания из Эмиратов, а на ее танкерах — российская нефть